Ролики устанавливают на листопрокатном стане по обе его стороны для поддержки прокатных листов при подаче и приеме их с валков. Ролик приводится в движение от электродвигателя. Опорами вала поз. 7 являются подшипники качения поз. 14. Подшипники смазываются густой смазкой, поступающей из масленок, запрессованных в отверстия крышек поз. 3. Корпуса поз. 1 роликов крепятся болтами к раме прокатного стана.
Данный буфер служит гасителем ударной нагрузки поступательно движущейся тележки грузоподъемного крана. Буфер закреплен на раме тележки четырьмя болтами (на чертеже не показаны). В полости корпуса поз. 1 установлена пружина поз. 4. Стойка поз. 2, в которую упирается пружина, соединена с корпусом четырьмя болтами поз. 7. Внутри корпуса с левой стороны имеется выступ для центрирования пружины и отверстие с резьбой для рым-болта поз. 5, предназначенного для захвата буфера крюком грузоподъемного крана. Удар от препятствия, встреченного тележкой, передается через буфер поз. 6 и упор поз. 8 на пружину, которая, сжимаясь, гасит удар. Пружинные шайбы поз. 9 предупреждают самоотвинчивание гаек поз. 8 при толчках и ударах.
Пусковой автоматический клапан дизеля открывается под давлением сжатого воздуха. Клапан поз. 3 пружиной поз. 5 плотно прижат к торцу корпуса поз. 1. Ниппель поз. 2 зажат между корпусом и колпаком поз. 4 и уплотнен прокладками поз. 7. При пуске дизеля сжатый воздух от воздухораспределителя поступает через резьбовое отверстие ниппеля в полость корпуса и проходит через продольные канавки на стержне клапана. Под давлением сжатого воздуха клапан преодолевает силу сопротивления пружины и открывается. Как только подача воздуха прекратится, пружина поз. 5 прижмет клапан поз. 3 к торцу корпуса поз. 1.
Предохранительный клапан применяется для регулирования давления жидких или газообразных сред. Клапан поз. 5 прижат к седлу поз. 3 штоком поз. 12 со сферической опорной поверхностью. Седло установлено на резьбе в корпус поз. 1 и стопорится винтом поз. 16. Клапан расположен в регулировочной втулке поз. 14, которая ввертывается в обойму поз. 8 и стопорится винтом поз. 15. Втулка поз. 14 может занимать различное положение относительно седла, увеличивая или уменьшая проходное сечение трубопровода. Открытие клапана зависит от степени предварительного сжатия пружины поз. 7. Сжатие пружины регулируется винтом поз. 9. После регулировки винт поз. 9 фиксируют гайкой поз. 17 и закрывают колпаком поз. 13.
Гидравлический цилиндр является основным звеном гидроприводов.
Гидравлический цилиндр состоит из корпуса поз. 1 и поршня поз. 4. Поршень движется в цилиндре под давлением масла, которое подается в цилиндр через резьбовые отверстия деталей поз. 1 и поз. 5. Последовательное переключение подачи масла производится при помощи золотника (не показан). Шток поршня поз. 4 соединен с вилкой поз. 6. Вилка присоединяется к звену механизма, которому поршень сообщает требуемое возвратно-поступательное движение. Уплотнение поршня, штока поршня, а также корпуса обеспечивается уплотнительными кольцами поз. 11, 12, 13 и прокладкой поз. 7.
Пневматические цилиндры применяются в приспособлениях, предназначенных для быстрой установки и надежного закрепления обрабатываемых деталей на металлообрабатывающих станках. Изображенный на чертеже пневматический цилиндр - качающийся, крепится к станку специальными шарнирными устройствами. Основными элементами пневматического цилиндра являются цилиндр поз. 1 и поршень поз. 2.
В цилиндр через отверстия крышек поз. 3 и поз. 4 то с одной, то с другой стороны поршня попеременно подводят сжатый воздух, под действием которого поршень совершает возвратно-поступательное движение. К правому концу штока 6 присоединяется звено механизма, которому шток сообщает это движение. Поршень и шток имеют уплотнительные кольца поз. 9 и поз. 10.
Форсунка предназначена для распыления жидкого топлива при сжигании его в топках паровых котлов. Подача топлива в форсунку происходит через ниппель поз. 5. Одновременно через ниппель поз. 6 подается пар из котла или сжатый воздух из компрессора. По клапану поз. 2 пар устремляется к выходу, где он подхватывает жидкое топливо и распыляет его. Количество подаваемого в топку котла топлива можно изменять вращением маховика поз. 8, регулируя тем самым величину зазора между коническими поверхностями сопла поз. 2 и корпуса поз. 1.
Клапан предназначен для свободного периодического пропуска воды в одном направлении. Для этого нажимают рычаг поз. 7, который поворачивается вокруг оси поз. 8. Вследствие этого коническая поверхность клапана поз. 5, плотно притертая к коническому гнезду корпуса поз. 1, отойдет от гнезда вниз и откроет проход для воды. Пружина поз. 9 при этом будет сжиматься. После снятия усилия с рычага пружина разожмется и клапан закроет отверстие. Кольцо поджимаются втулкой поз. 6 и гайкой поз. 3.
Клапан перепускной устанавливается а трубопроводах и служит и служит для перепуска избытка жидкого топлива в запасной бак. Если давление в связи с избытком топлива повышается, то клапан поз. 4 поднимается и излишек топлива отводится через отверстие детали поз. 1 в сливной бак. Работу клапана регулируют винтом поз. 7 , изменяя степень сжатия пружины поз. 6. Для предохранения регулирующей системы от возможных повреждений сверху устанавливается колпак поз. 3.
В гидравлических системах, где необходимо свободно пропускать жидкость только в одном направлении, применяют обратные клапаны. Клапан имеет запорный элемент, состоящий из деталей 6, 8, 9. Под действием избытjчного давления жидкости, поступающей через отверстия в деталях поз. 4, 5, клапан поз. 6 отходит и пропускает жидкость в полость корпуса поз. 1 и далее в магистраль. При прекращении подачи жидкость обратно из полости корпуса поз. 1 пройти не может, так как пружина поз. 9 возвратит клапан поз. 6 в исходное положение.
Пневматический цилиндр состоит из корпуса поз. 1, в который ввинчен цилиндр поз. 2. Для предотвращения самоотвничивания предусмотрена гайка поз. 8. Воздух под давлением подается через штyцер поз. 6 и используется для перемещения поршня поз. 3 только в одном направлении - влево. Вправо поршень возвращает пружина. Использованный воздух выходит в атмосферу через тот же штуцер поз. 6.
Запорный вентиль монтируют на трубопроводе, по которому движется жидкость или газ. С помощью вентиля можно отключать одну часть трубопровода от другой. Для этого нужно опустить запорный клапан поз. 12 до соприкосновения его с торцом втулки поз. 5. Перемещение клапана по вертикали производят вращением маховика поз. 9. Гайка поз. 14 предупреждает соскакивание маховика со шпинделя поз. 10. Уплотнение, состоящее из асбестового просаленного шнура поз. 16 прямоугольного сечения, прижимается сверху втулкой поз. 8. При затяжке гайки поз. 7 сжатие уплотнения увеличивается.
Выключатель служит для проверки подачи топлива в цилиндры дизеля. Это приспособление устанавливают между секцией топливного насоса и форсункой.
Для включения подачи топлива вращают маховичок поз. 13. Игла поз. 4, действует на клапан поз. 5, сжимает пружину поз. 12, при этом топливо проходит через отверстия деталей поз. 6, 3, 2 и через нижнее резьбовое отверстие корпуса поз. 1 выходит наружу и собирается в мерный стакан (на чертеже не показан). Расход топлива, подаваемого поочередно в цилиндры дизеля, измеряют с помощью специальных устройств (на чертеже не показаны).
Клапан предназначен для пропускания жидкости. При вращении маховичка поз. 5 против часовой стрелки шпиндель поз. 6 с клапаном поз. 8 будет подниматься и пропускать жидкость. Для прекращения подачи жидкости маховичок необходимо вращать по часовой стрелке до отказа.
Для предупреждения утечки жидкости через зазоры между корпусом поз. 1 и деталями поз. 4 и поз. 6 предусмотрено сальниковое уплотнение из колец поз. 12. Уплотнительные кольца поджимаются фланцем поз. 4, который крепится шпильками поз. 13 и гайками поз. 10. Для герметичности между корпусом и крышкой поз. 2 ставится прокладка поз. 9.
Клапан предназначен для изменения величины потока воды, проходящего по трубопроводу, а также для периодических отключений одной части трубопровода от другой. Клапан состоит из корпуса поз. 1 и крышки поз. 2. Детали поз. 5, 6, 8 являются запорный устройством. Изменение проходного отверстия между клапаном поз. 6 и седлом поз. 7 регулируется вращением маховичка поз. 4. В качестве уплотнения между шпинделем поз. 5, крышкой поз. 2 и фланцем поз. 3 применяют войлочные кольца поз. 15, пропитанные смазочные веществами. По мере износа войлочного кольца поджимаются фланцем, для чего завинчивают гайки поз. 10. Стык крышки и корпуса уплотнен прокладкой поз. 14. Пробка поз. 9 предназначена для слива отстоя и очистки корпуса.
Кондуктор данной конструкции предназначен для сверления двух отверстии в детали цилиндрической формы (на чертеже деталей показана тонкой сплошной линией). Обрабатываемая деталь устанавливается в крестообразном отверстии призмы поз. 2. Зажим детали в кондукторе осуществляется с помощью шарнирной вилки поз. 3 и винта поз. 6. Для направления режущего инструмента (сверла) вдоль осей отверстии устанавливаются кондукторные втулки поз. 5 Направляющий корпус поз. 1 крепится к станку четырьмя болтами. Продольным перемещением призма устанавливается относительно инструмента и закрепляется винтом поз. 12.
Регулятор давления устанавливается на трубопроводах для предотвращения аварии в случае избыточного давления газа или воздуха. При нормальном давлении газ или воздух, поступающий через штуцер поз. 2, давит на клапан поз. 7, но под действием пружины поз. 8 клапан не открывает отверстие левого седла поз. 6. Давление выше нормального перемещает клапан вправо,отверстие левого седла открывается и газ или воздух по каналам корпуса поз. 1 выходит в атмосферу. Иглой поз. 11 регулируют количество газа или воздуха, выпускаемого в атмосферу. При дальнейшем возрастании давления клапан перекрывает отверстие правого седла поз. 5.
Клапан используют для изменения давления и скорости движения жидкости по трубопроводу. При вращении маховичка поз. 4 винт поз. 9 с клапаном поз. 7 поднимается вверх, пропуская нужное количество жидкости. Внутри корпуса поз. 1 запрессовано седло поз. 8 клапана поз. 7. Конический конец клапана плотно притерт к конической поверхности седла. На чертеже клапан изображен закрытым, жидкость через клапан не проходит. Втулка поз. 3 фиксируется в стойке поз. 2 винтом поз. 11. Клапан соединен с винтом поз. 9 двумя штифтами поз. 13. Для предупреждения утечки жидкости через зазоры между корпусом и деталями поз. 5, 6, 9 предусмотрено уплотнение. Оно состоит из шайбы поз. 6 и асбестового шнура поз. 14, которые поджимаются прижимной гайкой поз. 5.
Воздушный клапан тормозного крана служит для подачи сжатого воздуха из воздушного баллона в тормозные камеры. Он состоит из корпуса 6, клапана 1, седла клапана 2, толкателя 4, пружины 5. Воздушный клапан открывается при нажатии на тормозную педаль. Сжатый воздух из баллона поступает в тормозные камеры. Когда педаль тормоза отпущена, пружина поднимает толкатель и держит клапан в закрытом состоянии. При этом подача сжатого воздуха в тормозные камеры прекращается.
Разборка
Сборка
Проект №2. НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО ЦЕПНОГО ТРАНСПОРТЕРА
Задание
Модель
Описание
Цепная передача состоит из ведущей и ведомой звездочек и цепи. Так как цепи при работе вытягиваются, то для натяжения цепи используют различные натяжные устройства.
Натяжное устройство, рассматриваемое в задании, обеспечивает натяжение цепи перемещением оси, на которой на втулках установлены звездочки. Ось закреплена винтами в ползунах. По мере вытягивания цепи ползуны перемещаются винтами по направляющим рамок. Рамки крепятся к станине машины болтами.
Для плавного натяжения цепи и амортизации толчков и ударов служат пружины.
Трущиеся поверхности оси и втулок смазываются через масленки.
Клапанный пневмоаппарат предназначен для перекрытия трубопроводов и регулирования подачи газа. Шпиндель, двигаясь по резьбе в крышке корпуса, передает движение клапану, который перекрывает входное отверстие. Плотность соединения крышки с корпусом обеспечивается прокладкой, а шпинделя и крышки — сальниковым устройством. Соединение клапана и шпинделя выполнено с зазором, позволяющим центрироваться конусу клапана по конусу перекрываемого отверстия, а также свободно вращаться относительно шпинделя, что предохраняет от износа рабочие конические поверхности клапана и корпуса.
Золотниковый пневмоаппарат предназначен для отключения рабочей камеры от питающей магистрали и сообщения этой камеры с атмосферой при отклонении входного рычага на заданный угол. При возвращении рычага в ,исходное положение золотник разобщает камеру с атмосферой и подключает магистрали. Смазочный материал к .трущимся поверхностям золотникового распределителя подается при помощи поршня.
Разборка
Сборка
Проект №2. РЕДУКТОР ЧЕРВЯЧНЫЙ
Задание
Модель
Описание
Работа
Червячный редуктор — механизм для уменьшения угловой скорости при передаче вращения от электродвигателя к машине. Червячные передачи применяются, когда оси валов перекрестываются как правило, под углом 90°. Одним из достоинств червячной передачи является возможность получения большого передаточного числа (от единицы до нескольких сотен) при компактной конструкции. Данный редуктор—одноступенчатый. Вращение с вала электродвигателя передается на вал червяка, а с него — через составное червячное колесо на вал. Ступица на валу сидит на шпонке. Венец напрессован на ступицу. Опорами вала червяка служат подшипники качения. Опорами вала служат подшипники скольжения, которые смазываются через масленки. Штифты, запрессованные в корпус, удерживают втулки от проворачивания. Для смазки червячного зацепления в корпус через отверстие, закрываемое крышкой, заливается масло. Спускается масло через отверстие, закрываемое пробкой. Для крепления редуктора к станине машины в основании корпуса имеются четыре отверстия.
Съемник используется при демонтаже ступицы автомобиля ЗИЛ-150. Для этого болты 2 ввертываются в соответствующие гнезда ступицы, и вращением ходового винта 3 пята перемещается. При этом она упирается в полуось и выжимает последнюю из ступицы.
Разборка
Сборка
Проект №2. НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТЕРА
Задание
Модель
Описание
Ленточный транспортер предназначен для транспортировки грузов. Основные части ленточного транспортера: ведущий ролик, ведомый ролик, натяжное устройство и лента.Лента во время работы вытягивается под действием силы тяжести груза и собственного веса. Для натяжения ленты применяются различные натяжные устройства.
В данном устройстве натяжение ленты достигается перемещением оси ведущего ролика 7. Сварной ролик 3, 10, 11 сидит на валу 7 на шпонке 15. Вращение на вал 7 передается зубчатым колесом 8, закрепленным на валу шпонкой 16 и винтом 13. Вал вращается в бронзовых втулках 6 подшипников 5. Подшипники запрессованы в ползуны 4, которые передвигаются в направляющих кронштейнов 9 винтами 1, перемещая вал с роликом и создавая натяжение ленты. Смазываются подшипники через масленки 17.
Для плавного натяжения цепи и амортизации толчков и ударов служат пружины.
В кронштейнах 9 имеются отверстия для крепления к станине.
Запорный вентиль монтируют на трубопроводах,предназначенных для подачи жидкости.С помощью вентиля можно периодически отключать одну часть трубопровода от другой,для этого нужно опустить запорный клапан 5 вниз до соприкосновения с торцом втулки 7.Перемещение клапана в вертикальном направлении производят вращением ключа 8,насаженного на квадратный конец шпинделя 4.Уплотнение 14,прижимаемое сверху фланцем 3,плотно прилегает к шпинделю.
Разборка
Сборка
Проект №2. ВАЛ ПРИВОДНОЙ
Задание
Модель
Описание
Приводной вал — узел машины, который передает вращение от электродвигателя к рабочим органам машины.Вращение с вала электродвигателя передается через приводную цепь и звездочку на вал машины. Звездочка соединена болтами со ступицей и имеет три паза для регулирования ее положения относительно вала. Ступица сидит на валу на шпонке. Вал передает вращение звездочке, закрепленной на нем шпонкой и установочным винтом. Со звездочкой тремя винтами и двумя штифтами соединен шкив транспортера. Со звездочки и шкива движение передается к рабочим органам машины. Вал вращается в шарикоподшипниках, установленных в корпусах. Шарикоподшипники смазываются густой смазкой при установке. Крышки и уплотнительные кольца предохраняют подшипники от попадания пыли и вытекания масла. Корпуса крепятся к станине машины винтами и гайками.
Редуктор - механизм для уменьшения угловой скорости при передаче вращения от двигателя к рабочим органам машины. Данный редуктор - одноступенчатый, цилиндрический . Вращение с вала электродвигателя передается клиновым ремнем на шкив 8, который закреплен на быстроходном валу 11 шпонкой 26 и винтом 22. Зубчатое колесо сделано заодно с валом. С вала 11 вращение передается через зубчатое колесо 3 на промежуточный вал с зубчатым колесом 2, а с него - через зубчатое колесо 16 на вал 18. На конце вала 18 шпонкой 27 и винтом 22 закреплена звездочка 17, которая передает вращение рабочему органу машины. Опорами всех трех валов служат шарикоподшипники, установленные в корпусе и крышке редуктора. Манжеты 33 и 34 и крышка 6 с прокладкой 7 предохраняют подшипники от вытекания масла и попадания пыли. Масло в редуктор заливается через верхнее отверстие в корпусе, закрываемое пробкой 13. Спускается масло через нижнее отверстие в крышке 9, закрываемое пробкой 4. Для проверки уровня масла служит смотровое отверстие, закрываемое прозрачной пробкой 19 с экраном 20. В основании корпуса 1 имеются четыре отверстия диаметром 9 для крепления редуктора к станине машины.