Редактирование: Потенциал Морзе

Перейти к: навигация, поиск

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.
Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
[[ТМ|Кафедра ТМ]] > [[Научный справочник]] > [[Потенциалы взаимодействия]] > [[Парные силовые потенциалы взаимодействия | Парные силовые]] > [[Потенциал Морзе | Морзе]]<HR>
 
 
 
 
Парный силовой потенциал взаимодействия.
 
Парный силовой потенциал взаимодействия.
 
Определяется формулой:  
 
Определяется формулой:  
::<math>
+
 
 +
<math>
 
     \varPi(r) =  
 
     \varPi(r) =  
 
     D\left[e^{-2\alpha(r-a)}-2e^{-\alpha(r-a)}\right],
 
     D\left[e^{-2\alpha(r-a)}-2e^{-\alpha(r-a)}\right],
Строка 10: Строка 8:
  
 
где
 
где
* <math>D</math> энергия связи,
+
* <math>D</math> - энергия связи,
* <math>a</math> длина связи,
+
* <math>a</math> - длина связи,
* <math>\alpha</math> параметр, характеризующий ширину потенциальной ямы.
+
* <math>\alpha</math> - параметр, характеризующий ширину потенциальной ямы.
 
 
Потенциал имеет один безразмерный параметр <math>\alpha a</math>. Сила, соответствующая потенциалу Морзе, вычисляется по формуле
 
::<math>
 
    F(r) = -\varPi'(r) =
 
    2\alpha D\left[e^{-2\alpha(r-a)}-e^{-\alpha(r-a)}\right].
 
</math>
 
 
 
Для потенциала Морзе жесткость связи, критическая длина связи и прочность связи, соответственно, равны
 
 
 
::<math>C = \varPi''(a) = 2\alpha^2D, \qquad b = a + \frac{\ln2}{\alpha}, \qquad P = |F(b)| = \frac{\alpha D}2.</math>
 
 
 
Сравнение взаимодействия Морзе с взаимодействием [[Потенциал Леннард-Джонса|Леннард-Джонса]] приведено на интерактивных графиках ниже. Показана зависимость от расстояния потенциала <math>\varPi</math> и силы <math>F</math>. Сравнение проведено при одинаковых значениях энергии связи <math>D</math> и длины связи <math>a</math>. Перемещение слайдера позволяет проследить влияние безразмерного параметра <math>\alpha a</math>, при этом энергия связи <math>D</math> и длина связи <math>a</math> остаются неизменными. Значения критической длины связи <math>b</math> и прочности связи <math>P</math>, отмеченные на графиках, соответствуют потенциалу Леннард-Джонса.
 
 
 
<htmlet nocache="yes">Krivtsov/MLJ_TM</htmlet>
 
 
 
Из графиков видно, что при <math>\alpha a = 6</math> взаимодействия Морзе и Леннард-Джонса близки. В частности, в этом случае для них совпадает жесткость связи <math>C = \varPi''(a)</math>. При увеличении <math>\alpha a</math> ширина потенциальной ямы для взаимодействия Морзе уменьшается, взаимодействие становится более жестким и хрупким. Уменьшение <math>\alpha a</math> приводит к противоположным изменениям — потенциальная яма расширяется, жесткость падает.
 
 
 
<div class="mw-collapsible mw-collapsed" style="width:100%" >
 
'''Текст программы построения графиков на языке JavaScript:''' <div class="mw-collapsible-content">
 
Файл '''"MLJ.js"'''
 
<syntaxhighlight lang="javascript" line start="1" enclose="div">
 
// Сравнение взаимодействий Морзе и Леннард-Джонса
 
// Разработчики А.М. Кривцов и Д.В. Цветков
 
// 16.05.2014
 
// 06.11.2014 коррекция - удаление const (Цветков)
 
// Интернет: tm.spbstu.ru/Morse
 
 
 
function MainMorse(canvas_1, canvas_2) {
 
 
 
    // Предварительные установки
 
 
 
var X_max = canvas_1.width;
 
var Y_max = canvas_1.height;
 
 
    // Размерные параметры
 
   
 
    var a = 1.;    // длина связи
 
    var D = 1.;    // энергия связи
 
 
 
    // Расчет параметров взаимодействия
 
 
 
    var b = a * Math.pow(13./7, 1./6);    // положение минимума силы Леннард-Джонса (= 1.1086834 a)
 
    var b2 = b * b;
 
    var P0 = 12 * D / a;                  // коэффициент в выражении для силы Леннард-Джонса
 
    var P = 42. / 169 * P0 / b;          // модуль минимума силы Леннард-Джонса
 
 
 
    // Задаваемые параметры
 
 
 
    var kappa = 6;  // параметр взаимодействия Морзе
 
 
 
    // Область построения графика
 
    var x_min = 0.3 * a; 
 
    var x_max = 2.5 * a;
 
    var y_min_1 = -1.5 * D;   
 
    var y_min_2 = -1.5 * P;   
 
 
 
    var y_max_1 = -y_min_1;   
 
    var y_max_2 = -y_min_2;   
 
 
var N = X_max;                // число точек по оси x
 
var dx = x_max / N;            // шаг по оси x
 
var sx = X_max / x_max;        // масштаб по оси x
 
 
 
var y_min;   
 
var y_max;   
 
var sy; // масштаб по оси y
 
var Y0;  // положение 0 оси y в экранных координатах
 
var context;  // на context происходит рисование
 
 
 
// Установка флажков чекбоксов
 
var LJ_flag = true;
 
var Morse_flag = true;     
 
 
 
    Slider_02.min = 2;     
 
    Slider_02.max = 18;
 
    Slider_02.step = 0.1;
 
    Slider_02.value = kappa;   
 
    Text_02.value = kappa;
 
 
draw();
 
 
 
    // функция, запускающаяся при перемещении слайдера
 
    this.set_02 = function(input) { kappa = Number(input); draw(); } 
 
   
 
// Функции, запускающиеся при изменении элементов управления
 
    this.setCheckbox_01 = function(bool) {LJ_flag = bool; draw(); }
 
this.setCheckbox_02 = function(bool) {Morse_flag = bool; draw(); }
 
 
 
// Отображение
 
 
function draw()
 
{
 
draw_1();
 
draw_2();
 
}
 
 
 
function draw_1()
 
    {
 
  // Расчет параметров графики
 
 
y_min = y_min_1;   
 
y_max = y_max_1;   
 
 
sy = Y_max / (y_max - y_min); // масштаб по оси y
 
Y0 = Y_max + y_min * sy;  // положение 0 оси y в экранных координатах
 
 
 
context = canvas_1.getContext("2d");  // на context происходит рисование
 
 
 
context.clearRect(0, 0, X_max, Y_max);  // очистить экран
 
       
 
        // Горизонтальная ось
 
        context.strokeStyle = 'lightgrey';
 
        context.beginPath();
 
        context.moveTo(0, Y0);
 
        context.lineTo(X_max, Y0);
 
        context.stroke();
 
 
 
        // Пунктирные линии
 
        context.beginPath();
 
        context.setLineDash([5]);
 
        context.moveTo(a * sx, Y0);
 
        context.lineTo(a * sx, Y0 + D * sy);
 
        context.lineTo(0,      Y0 + D * sy);
 
        context.stroke();
 
        context.setLineDash([0]);
 
 
 
        // Надписи
 
        context.fillStyle = 'black';
 
        context.font = "italic 20px Times"
 
        context.fillText("r", x_max * sx - 15, Y0 - 7);
 
        context.fillText("Π", 5, 20);
 
        context.fillText("0", 3, Y0 - 3);
 
        context.fillStyle = 'grey';
 
        context.fillText("a", a * sx - 5, Y0 - 3);
 
        context.fillText("-D", 3, Y0 + D * sy - 5);
 
 
 
// Графики потенциалов
 
Graph(U_LJ, LJ_flag, 'grey');
 
Graph(U_Morse, Morse_flag, 'magenta');
 
}
 
 
 
    function draw_2()
 
    {
 
  // Расчет параметров графики
 
 
y_min = y_min_2;   
 
y_max = y_max_2;   
 
 
sy = Y_max / (y_max - y_min); // масштаб по оси y
 
Y0 = Y_max + y_min * sy;  // положение 0 оси y в экранных координатах
 
 
 
context = canvas_2.getContext("2d");  // на context происходит рисование
 
 
 
context.clearRect(0, 0, X_max, Y_max); // очистить экран
 
       
 
        // Горизонтальная ось
 
        context.strokeStyle = 'lightgrey';
 
        context.beginPath();
 
        context.moveTo(0, Y0);
 
        context.lineTo(X_max, Y0);
 
        context.stroke();
 
 
 
        // Пунктирные линии
 
        context.beginPath();
 
        context.setLineDash([5]);
 
        context.moveTo(b * sx, Y0);
 
        context.lineTo(b * sx, Y0 + P * sy);
 
        context.lineTo(0,      Y0 + P * sy);
 
        context.stroke();
 
        context.setLineDash([0]);
 
 
 
        // Надписи
 
        context.fillStyle = 'black';
 
        context.font = "italic 20px Times";
 
        context.fillText("r", x_max * sx - 15, Y0 - 7);
 
        context.fillText("F", 5, 20);
 
        context.fillText("0", 3, Y0 - 3);
 
        context.fillStyle = 'grey';
 
        context.fillText("a", a * sx + 3, Y0 - 3);
 
        context.fillText("b", b * sx - 3, Y0 - 3);
 
        context.fillText("-P", 3, Y0 + P * sy - 5);
 
 
// Графики сил
 
Graph(F_LJ, LJ_flag, 'g');
 
Graph(F_Morse, Morse_flag, 'magenta');
 
}
 
 
 
// Построение графика функции
 
 
function Graph(F, flag, color)
 
{
 
if (!flag) return;
 
 
context.strokeStyle = color;
 
context.beginPath();
 
for (var x = x_min; x < x_max; x+=dx)
 
{
 
var y = F(x);
 
var X = x * sx;
 
var Y = Y0 - y * sy;
 
 
 
if (Y > -Y_max) context.lineTo(X, Y); // Графика, сильно выходящяя за границы области, отключается
 
}
 
context.stroke();
 
}
 
 
 
    // Потенциал Морзе
 
   
 
    function U_Morse(r)
 
    {
 
        var al = kappa / a;
 
var s = Math.exp(al * (a - r));
 
        return D * s * (s - 2);
 
    }
 
 
 
// Сила Морзе
 
   
 
    function F_Morse(r)
 
    {
 
        var al = kappa / a;
 
var s = Math.exp(al * (a - r));
 
        return 2 * al * D * s * (s - 1);
 
    }
 
 
    // Потенциал Леннард-Джонса
 
   
 
    function U_LJ(r)
 
    {
 
        var s2 = 1 / (r * r);
 
        var s6 = s2 * s2 * s2;
 
        return D * s6 * (s6 - 2);
 
    }   
 
 
// Сила Леннард-Джонса
 
   
 
    function F_LJ(r)
 
    {
 
        var s2 = 1 / (r * r);
 
        var s4 = s2 * s2;
 
        return P0 * s4 * s4 * (s4 * s2 - 1) * r;
 
    }
 
 
 
}
 
 
 
</syntaxhighlight>
 
Файл '''"MLJ.html"'''
 
<syntaxhighlight lang="html5" line start="1" enclose="div">
 
<!DOCTYPE html>
 
<html>
 
<head>
 
    <meta charset="UTF-8" />
 
    <title>LJ & Morse Interaction</title>
 
    <script src="MLJ.js"></script>
 
</head>
 
<body>
 
    <canvas id="canvasGraph_1" width="800" height="300" style="border:1px solid #000000;"></canvas>
 
    <canvas id="canvasGraph_2" width="800" height="300" style="border:1px solid #000000;"></canvas>
 
 
 
<!--Выбор графика (чекбоксы)-->
 
<div>
 
        Взаимодействие:
 
<font color="#000000" size="5"><B>—</B></font>
 
<input type="checkbox" id="checkbox_01" name="" onchange="app.setCheckbox_01(this.checked);" checked/>Леннард-Джонса,
 
        <font color="#0000ff" size="5"><B>—</B></font>
 
<input type="checkbox" id="checkbox_02" name="" onchange="app.setCheckbox_02(this.checked);" checked/>Морзе:
 
<font face= "Times New Roman"><I>
 
αa = 
 
<input id="Text_02" style="width: 4.2ex;" required pattern="[-+]?([0-9]*\.[0-9]+|[0-9]+)" oninput="
 
            if (!this.checkValidity()) return;
 
            app.set_02(this.value);
 
            document.getElementById('Slider_02').value = this.value;
 
        ">
 
<input type="range" id="Slider_02" style="width: 100px;" oninput="app.set_02(this.value); document.getElementById('Text_02').value = this.value;">
 
</I></font>
 
</div>
 
 
<script type="text/javascript">var app = new MainMorse(
 
document.getElementById('canvasGraph_1'),
 
document.getElementById('canvasGraph_2')
 
);</script>
 
  
</body>
+
Потенциал имеет один безразмерный параметр <math>\alpha a</math>.
</html> 
 
</syntaxhighlight>
 
</div>
 
</div>
 
  
== См. также ==
+
== Ссылки ==
* [[Потенциал Леннард-Джонса]]
 
 
* [[Парные силовые потенциалы взаимодействия]]
 
* [[Парные силовые потенциалы взаимодействия]]
 +
* [[Потенциалы взаимодействия]]
  
  
 
[[Category: Потенциальные взаимодействия|Мо]]
 
[[Category: Потенциальные взаимодействия|Мо]]
[[Category: Виртуальная лаборатория]]
 
Вам запрещено изменять защиту статьи. Edit Создать редактором

Обратите внимание, что все добавления и изменения текста статьи рассматриваются как выпущенные на условиях лицензии Public Domain (см. Department of Theoretical and Applied Mechanics:Авторские права). Если вы не хотите, чтобы ваши тексты свободно распространялись и редактировались любым желающим, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого.
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ МАТЕРИАЛЫ, ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ!

To protect the wiki against automated edit spam, we kindly ask you to solve the following CAPTCHA:

Отменить | Справка по редактированию  (в новом окне)