Маятник с растяжимой нитью
Формулировка задачи
Задача 48.13 Составить уравнение движения маятника, состоящего из материальной точки массы m, подвешенной на нити, длина которой изменяется по закону l=l(t)
Решение
Для решения поставленной задачи воспользуемся уравнением Лагранжа 2-го рода
, где
T - кинетическая энергия системы П - потенциальная энергия системы q - независимые обобщенные координаты
В данной задаче в качестве обобщенной координаты возьмем угол отклонения нити от вертикали
.
Выразим кинетическую и потенциальную энергии через обобщенную координату.
Дифференцируя полученные выражения энергий и подставляя в уравнение Лагранжа результаты дифференцирования, получаем уравнение движения рассматриваемой системы:
Визуализация процесса
Для моделирования колебаний данного маятника используется язык программирования JavaScript и следующие библиотеки:
- three.js
- dat.gui.js
- stats.js
- OrbitControls.js
Положим, что длина нити l увеличивается линейно с коэффициентом удлинения с. Это предположение используется при построении модели, то есть рассматриваем частный случай со следующим законом изменения длины нити:
- l(t)=l(0)+ct
Демонстрация модели
Файл "Generalwork2.js"
1 function init()
2 {
3 var stats=initStats();
4 var scene=new THREE.Scene();
5 var camera=new THREE.PerspectiveCamera(45,window.innerWidth/window.innerHeight,0.1,1000);
6 var renderer=new THREE.WebGLRenderer();
7 renderer.setClearColor(new THREE.Color(0xABB1E0,1.0));
8 renderer.setSize(window.innerWidth, window.innerHeight);
9 renderer.shadowMapEnabled=true;
10
11 var planeGeometry=new THREE.PlaneGeometry(60,20,1,1);
12 var planeMaterial=new THREE.MeshLambertMaterial({color:0x0ffd5});
13 var plane=new THREE.Mesh(planeGeometry,planeMaterial);
14 plane.receiveShadow=true;
15 plane.rotation.x=-Math.PI/2;
16 plane.position.set(0,0,0);
17 scene.add(plane);
18
19 camera.position.set(0,5,50);
20 camera.lookAt(new THREE.Vector3(0,-10,0));
21
22 OrbitControls= new THREE.OrbitControls(camera);
23 OrbitControls.autoRotate = true;
24 var clock = new THREE.Clock();
25
26 var ambientLight=new THREE.AmbientLight(0x0c0c0c);
27 scene.add(ambientLight);
28 var spotLight=new THREE.SpotLight(0xffffff);
29 spotLight.castShadow = true;
30 spotLight.position.set(-40,60,-10);
31 scene.add(spotLight);
32
33 document.getElementById("WebGL-output").appendChild(renderer.domElement);
34
35 group=new THREE.Object3D();
36 function draw()
37 {
38 scene.remove(group)
39 L0=20;
40 c=controls.c;
41 L=L0+c*time;
42 group=new THREE.Object3D();
43 var cylinderGeometry=new THREE.CylinderGeometry(0.15,0.15,L);
44 var cylinderMaterial=new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0x7777ff});
45 var cylinder=new THREE.Mesh(cylinderGeometry,cylinderMaterial);
46 var sphereGeometry=new THREE.SphereGeometry(1,20,20);
47 var sphereMaterial=new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0x7777ff});
48 var sphere=new THREE.Mesh(sphereGeometry,sphereMaterial);
49 sphere.castShadow=true;
50 cylinder.position.set(0,-L/2,0);
51 sphere.position.set(0,-L,0);
52 group.add(cylinder);
53 group.add(sphere);
54 group.position.set(0,0,0);
55 scene.add(group);
56 }
57
58 var omega,phi,c,time,dt;
59 var controls = new function ()
60 {
61 this.c=0.1;
62 this.redraw=function()
63 {
64 dt=0.005;
65 time=0;
66 omega=0;
67 phi=Math.PI/3;
68 c=controls.c;
69 group.rotation.z=phi;
70 }
71 this.L=20+this.c*time;
72
73 }
74
75 var controls1=new function()
76 {
77 this.L='0';
78 }
79
80
81 var gui = new dat.GUI();
82 gui.add(controls,'c',0.01,0.2);
83 gui.add(controls1,'L').listen();
84 gui.add(controls,'redraw');
85
86
87 controls.redraw();
88 render();
89 function render()
90 {
91 stats.update();
92 time+=dt;
93 draw();
94
95 omega=omega-((9.8*Math.sin(phi)+2*c*omega)/(L0+c*time))*dt;
96 phi+=omega;
97 controls1.L=L0+c*time;
98 group.rotation.z=phi;
99
100 var delta = clock.getDelta();
101 orbitControls.update(delta);
102
103 renderer.render(scene,camera);
104 requestAnimationFrame(render);
105
106 }
107 function initStats()
108 {
109 var stats = new Stats();
110 stats.setMode(0);
111 stats.domElement.style.position = 'absolute';
112 stats.domElement.style.left = '0px';
113 stats.domElement.style.top = '0px';
114 document.getElementById("Stats-output").appendChild(stats.domElement);
115 return stats;
116 }
117 }
118 window.onload = init;