Асонов Игорь: Участие в семинаре "ИТ в Образовании. Образование в ИТ" — различия между версиями
(Новая страница: «== Сведения о мероприятии == 16 ноября 2011 года в Центре Международной Торговли (Москва) состо...») |
м (переименовал Игорь Асонов: Участие в семинаре "ИТ в Образовании. Образование в ИТ" в [[Асонов Игорь: Участие в семинаре "ИТ в Образовании...) |
||
(не показано 14 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
== Сведения о мероприятии == | == Сведения о мероприятии == | ||
− | |||
− | |||
''Выдержка из [http://openu.timepad.ru/event/14506 http://openu.timepad.ru/event/14506]''<br> | ''Выдержка из [http://openu.timepad.ru/event/14506 http://openu.timepad.ru/event/14506]''<br> | ||
+ | 16 ноября 2011 года в Центре Международной Торговли (Москва) состоялся семинар "ИТ в Образовании. Образование в ИТ" (семинар №2 из цикла совместных семинаров и лекций «Современные проблемы и тенденции развития IT» Открытого университета Сколково и Кластера Информационных Технологий Фонда Сколково) | ||
+ | <br><br> | ||
+ | Контактное лицо мероприятия: Екатерина Морозова, emorozova@corp.i-gorod.com | ||
+ | <br><br> | ||
Семинары Кластера ИТ и Открытого Университета Сколково состоят из трех частей: | Семинары Кластера ИТ и Открытого Университета Сколково состоят из трех частей: | ||
# тематические, визионерские доклады, дискуссия | # тематические, визионерские доклады, дискуссия | ||
Строка 16: | Строка 18: | ||
Докладчики: | Докладчики: | ||
* Борис Беренфельд, Президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий. | * Борис Беренфельд, Президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий. | ||
− | * Елена Булин-Соколова, Директор центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы | + | * Елена Булин-Соколова, Директор центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы. |
− | * Валерий Платонов, отдел интеграции науки и образования РАН, Исполнительный директор АНОО «Высший университет науки и технологий» | + | * Валерий Платонов, отдел интеграции науки и образования РАН, Исполнительный директор АНОО «Высший университет науки и технологий». |
* Анатолий Кушниренко, кандидат физ.мат. наук, зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН | * Анатолий Кушниренко, кандидат физ.мат. наук, зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН | ||
− | * Александр Уваров, Ведущий Научный Сотрудник Вычислительного Центра РАН | + | * Александр Уваров, Ведущий Научный Сотрудник Вычислительного Центра РАН. |
− | * | + | * Анна Жаркова – заместитель генерального директора по развитию государственных и общественных программ ABBYY. |
* Александр Гаврилов, Советник по вопросам образования, Департамент стратегических технологий, Microsoft Russia | * Александр Гаврилов, Советник по вопросам образования, Департамент стратегических технологий, Microsoft Russia | ||
− | * | + | * Сергей Белов, Координатор университетских программ IBM в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки |
Модератором дискуссии был Алексей Семенов, ректор МИОО, чл-корр РАН и академик РАО, один из ведущих международных экспертов в области ИТ в образовании. | Модератором дискуссии был Алексей Семенов, ректор МИОО, чл-корр РАН и академик РАО, один из ведущих международных экспертов в области ИТ в образовании. | ||
Строка 28: | Строка 30: | ||
Во второй части семинара прошли выступления резидентов Фонда Сколково. | Во второй части семинара прошли выступления резидентов Фонда Сколково. | ||
− | [[Media:16_11_11_IT_in_Edu.pdf|Подробная программа мероприятия]] | + | '''[[Media:16_11_11_IT_in_Edu.pdf|Подробная программа мероприятия с подробными комментариями к докладчикам]]''' |
+ | |||
+ | == Выделенные тезисы из докладов == | ||
+ | [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/presentations Все презентации]<br> | ||
+ | Используются следующие обозначения (by [[Игорь Асонов]]): | ||
+ | * '''выделение наиболее важного/идеи доклада''' | ||
+ | * ''комментарий к докладчику'' | ||
+ | ====Александр Гаврилов. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-gavrilov ИТ-кадры для модернизации экономики]==== | ||
+ | Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.<br> | ||
+ | Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный. <br> | ||
+ | В первом сценарии спрос на ИТ-специалистов вырастет не существенно и его можно удовлетворить существующими средствами подготовки (кафедры вузов).<br> | ||
+ | Если думать о втором сценарии, то намечается серьезный дифицит ИТ-специалистов (1 млн. чел. в ближайшую пятилетку).<br> | ||
+ | В экономике нужны квалификации (способность сделать то-то таким-то средством), а вузы готовят по специальностям (не всегда можно сопоставить специальность квалификации и наоборот).<br> | ||
+ | 5 самых популярных сегодня квалификаций 5 лет назад не существовало! Следовательно, '''надо готовить согласно прогнозу''' ("исходя из будущего").<br> | ||
+ | Кто будет готовить специалистов? Вузам одним не справиться! Надо активней взаимодействовать с индустрией.<br> | ||
+ | [[File:GovenmentIndustrySociety.png]] - взаимная заинтересованность | ||
+ | |||
+ | ====Анна Жаркова. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-zharkova ИТ образование будущего: взгляд ABBYY]==== | ||
+ | Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).<br> | ||
+ | '''Качество абитуриентов - очень важный фактор'''<br> | ||
+ | Чему и как надо учить: | ||
+ | * учить неизменному (булева алгебра, к примеру); обязательно: | ||
+ | ** алгоритмическое мышление | ||
+ | ** обработка информации на компьютере | ||
+ | * надо использовать деятельностный подход | ||
+ | * надо внедрять ИТ во все курсы и предметы | ||
+ | * надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы) | ||
+ | |||
+ | ====Сергей Белов. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-belov-ibm Образование: дорога к успеху в связанном мире]==== | ||
+ | "Образование - дорога к успеху в связанном мире". <br> | ||
+ | Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса). <br> | ||
+ | '''T-shape - модель специалиста нового поколения''' (широкая база, в т.ч. project management, бизнес; + углубление в свою специальность). <br> | ||
+ | [http://ibm.com/university/ssme Сервис как наука в постиндустриальном обществе]. <br> | ||
+ | У IBM много академических инициатив: | ||
+ | * [http://www-01.ibm.com/software/solutions/soa/innov8/index.html INNOV8] | ||
+ | * [http://en.wikipedia.org/wiki/IBM's_The_Great_Mind_Challenge Great Minds] (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM) | ||
+ | |||
+ | ====Анатолий Кушниренко. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-kushnerenko Что может дать школе дошкольное программирование?]==== | ||
+ | Термин "цифровизация" - манипуляция с нематериальными предметами. <br> | ||
+ | Дошкольное программирование имеет право на жизнь - проверено на практике (внучках) с помощью программ [http://www.piktomir.ru/ ПиктоМир] и [http://www.niisi.ru/kumir/ Кумир]. <br> | ||
+ | Не вредно, главное правильно выбрать момент начала обучения (Кушниренко советует в 6-9 лет, когда [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%B6%D0%B5,_%D0%96%D0%B0%D0%BD#.D0.9F.D0.BE.D0.B4.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BE.D0.B4_.D0.B4.D0.BE.D0.BE.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B9_.282.E2.80.947_.D0.BB.D0.B5.D1.82.29 дооперационное мышление сменяется в операционным мышлением]) | ||
+ | Надо показать, что программировать интересно. Это разовьет алгоритмическое мышление и улучшит условия, в которых начинается изучение математики и отдельных тем информатики в младших классах. <br> | ||
+ | Также надо не забывать стимулировать творческие способности ([http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%B6%D0%B5,_%D0%96%D0%B0%D0%BD Пиаже]). <br> | ||
+ | Средства - не всё, важно '''проработать подходящие методики'''! | ||
+ | |||
+ | ====Валерий Платонов. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-platonov-it Идеи для ИТ-стартапов в образовании]==== | ||
+ | [https://twitter.com/#!/valeriy_platon @valeriy-platon] | ||
+ | |||
+ | В ходе [https://docs.google.com/present/view?id=0AdAgi3dgqKCNZGRjMnJoNTJfMTMzYzZyaGtzcmc презентации] было высказано огромное множество идей по следующим темам: | ||
+ | *Эффекты ИТ в образовании (в т.ч. проблемы внедрения и привносимые минусы) | ||
+ | <!-- | ||
+ | *Корреляция между традиционным рейтингами и присутствием в Интернете | ||
+ | *Дебрендизация кампусного обучения | ||
+ | *Подтягивание к старым лидерам – выравнивание (Гарвард –Калтех, МГУ- МФТИ) | ||
+ | *Crowdlearning (crowdeducation) | ||
+ | *Apple, Facebook, Google, Amazon, Microsoft→образование | ||
+ | --> | ||
+ | <!-- | ||
+ | Привносимые минусы | ||
+ | * потеря рукописных навыков | ||
+ | * технологическое расслоение (у одного есть компьютер и смартфон, у другого - нет) | ||
+ | * что делать с учителями? | ||
+ | --> | ||
+ | * Методы-бренды | ||
+ | <!-- | ||
+ | *Doing more with less | ||
+ | *Blended Learning | ||
+ | *Digital learning now | ||
+ | --> | ||
+ | *Технологические тренды в образовании (ближайший год - через 5 лет) | ||
+ | <!-- | ||
+ | *ближайшего года | ||
+ | **Интеграция мобильных устройств в процесс обучения школы | ||
+ | *ближайших 2-3лет | ||
+ | **Дополненная (расширенная, продвинутая) реальность | ||
+ | **Игровое обучение, развивающее способности принятия решения и решения проблем, навыки лидерства (многопользовательские игры) | ||
+ | *ближайших 4-5лет | ||
+ | **Обучающая аналитика | ||
+ | **Основанные на человеческих движениях вычисления (учебное моделирование, и виртуальная практика (Nintendo Wii и Microsoft Kinect для Xbox) | ||
+ | --> | ||
+ | *Идеи о форматах обучения будущего | ||
+ | ** Школа 2 = "школа вне школы" | ||
+ | ** О [http://www.khanacademy.org/ Khan Academy] (в т.ч. недостатки) | ||
+ | ** Индивидуализация высшего образования (пример: [http://nano-obr.ru/ Межуниверситетская сетевая система междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии]) | ||
+ | ** Программы стажировки студентов как основа реформирования высшего образования | ||
+ | <br> | ||
+ | Отмечу, на мой взгляд, главное: образовательные институты теряют свою привлекательность и "выравниваются" по уровню, ИТ предоставляет всё новые возможности, компаниям нужны работники с актуальными => в будущем будет важно самообразование (в т.ч. на рабочем месте) и '''человекоориентированный подход''' | ||
+ | |||
+ | [[File:Marks.png|thumb|450px|"Правильная" система оценивания в ходе учебных мероприятий. Оценивание - главная составляющая часть ИТ среды образовательного начинания]] | ||
+ | ====Александр Уваров. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-uvarov IT и оценка образовательных результатов]==== | ||
+ | Что есть оценка и зачем она нужна? | ||
+ | '''Надо помнить, что у оценивания должна быть цель!''' | ||
+ | |||
+ | В докладе приведена интересная статистика (оцениваю то, чему учу; воспитанность в оценке). | ||
+ | |||
+ | Оценка бывает: | ||
+ | * констатирующей/итоговой - суждение о предмете оценивания, которое, как правило, формулируется в терминах соответствия определенному критерию (годится/не годится данный продукт для тех или иных целей, хорош он или плох); | ||
+ | * формирующей - суждение о достоинствах и недостатках предмета оценивания, которое формируется в терминах различных качеств предмета и призвано способствовать его совершенствованию (отвечает на вопросы: Что хорошо(плохо) и насколько? Чего надо сделать(недостает), чтобы стало лучше?) | ||
+ | |||
+ | Инструменты оценивания: | ||
+ | * традиционное тестирование (выборочная форма ответа, по типу ЕГЭ) | ||
+ | * оценивание в предметных компьютерных средах (к примеру, [http://mw.concord.org/modeler/index.html Molecular Workbench]) | ||
+ | * оценивание в социальных сетях (к примеру, таблица умений продвижение в которой характеризуется оценкой в соцсети) | ||
+ | |||
+ | Учащиеся должны хотеть выучиться чему-либо, а оценивание должно этому способствовать (показывая насколько они справляются с поставленными себе задачами). | ||
+ | |||
+ | ====Елена Булин-Соколова. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-bulin-s-it Что происходит с ИТ в школьном образовании в сегодняшней России?]==== | ||
+ | В школьную программу включается всё больше и больше знаний (экстенсивное развитие). '''Происходит инфляция информации'''<br> | ||
+ | Что делать? Перераспределить приоритеты: увеличение роли метапредметных знаний. Надо формировать: | ||
+ | # компетентность (умение применять знание) | ||
+ | # универсальные учебные действия (люди должны уметь открыть способ, метод, подход,...) | ||
+ | ''То, что делается с первоклассниками сейчас отразится в профсфере через 15 лет! Значит выбирая приоритеты и цели обучения надо думать о довольно далеком будущем..''<br> | ||
+ | Из этого логично вытекает пересмотр и сокращение объема предметных знаний.<br> | ||
+ | Формируются разумные требования к надпредметным результатам (подробнее: слайд 9).<br> | ||
+ | Елена не видит ничего плохого в первоочередном развитии клавиатурного ввода текста (т.к. таким образом мысли быстрее материализуются). ''Малоактуально в среднесрочном будущем т.к. не верится, что клава просуществует еще лет 10''<br> | ||
+ | Младшеклассники могут творить с использованием компьютера ([http://www.int-edu.ru/logo/products.html программное обеспечение])!<br> | ||
+ | Важна учебная рефлексия ('''не''' умел - научился; надо задаться вопросами: "Как это произошло?").<br> | ||
+ | Алгоритмическое мышление формируется в первом классе.<br> | ||
+ | "Даешь гармоничную информатизацию!"<br> | ||
+ | |||
+ | ====Борис Беренфельд. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-berenfeld-masteritseminarskolkovo132 Может ли IT спасти образование? Каким оно будет через 20 лет?]==== | ||
+ | Многие люди не видят возможности ИТ (их в своё время не видел и Билл Гейтс, говоря про будущее компьютерных интерфейсов и 640Кб оперативной памяти). <br> | ||
+ | |||
+ | Пара слов не по теме:<br> | ||
+ | Нужны менторы, их на всех не хватит | ||
+ | =><br> | ||
+ | Расслоение общества (по типу хорошая медицина для богатых и плохая - для бедняков) | ||
+ | =><br> | ||
+ | Новый тип безработицы (дефицит квалифицированных кадров) | ||
+ | =><br> | ||
+ | Государство осознает, что теряет деньги, но оно еще не готово их тратить иначе | ||
+ | =><br> | ||
+ | Родители готовы (отобрать деньги у государства) | ||
+ | =><br> | ||
+ | Введение системы ваучеров (денежный эквивалент того, что сейчас платят за бюджетников) | ||
+ | =><br> | ||
+ | Осознанный выбор того, нужно ли высшее образование и если нужно, то какое и где | ||
+ | |||
+ | Про тренды<br> | ||
+ | 1-5 лет: | ||
+ | * интеллектуальные конструкторы | ||
+ | * цифровые лаборатории | ||
+ | * роботика | ||
+ | * сетевое исследовательское взаимодействие ([http://globallab.ru/ GlobalLab]) | ||
+ | * образовательные игры | ||
+ | * моделирование | ||
+ | * молекулярная симуляция | ||
+ | |||
+ | Нынешние люди "wired but not connected" ('''интеллектуально не связаны''').<br><br> | ||
+ | 5-10 лет: | ||
+ | * высокоинтерактивные цифровые учебники | ||
+ | * образовательные экосистемы с обратной связью (пример: [http://www.knewton.com/ Knewton]) | ||
+ | Игровые технологии, учебники будущего (выделение сложного, управление и поддержка исследовательского взаимодействия школьников, адаптивный учебник)<br><br> | ||
+ | 10-15 лет: | ||
+ | * мозг-компьютер интерфейс | ||
+ | * мозговые браузеры | ||
+ | * связь мозг-инфосфера (объединение ресурсов человечества) | ||
+ | Эрудиция по запросу<br><br> | ||
+ | 20-50 лет: | ||
+ | * ранняя молекулярно-когнитивная диагностика | ||
+ | * оценка когнитивного фонда популяции | ||
+ | * пре- и постнатальные индивидуальные учебные траектории | ||
+ | * молекулярно-когнитивный подбор групп | ||
+ | За последние пол столетия был сделан значительный прогресс в молекулярной биологии. Есть надежды ожидать схожий прогресс в области образования. | ||
+ | |||
+ | == Впечатление == | ||
+ | Очень много довольно очевидных идей, которые уже набирают популярность или еще только собираются. Но все эти идеи сложны в реализации и требуют комплексный подход к продумыванию. <!--: как на всех ступенях образования (дошкольное->высшее), так и на всех ступенях общества (--> | ||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * [http://trv-science.ru/93N.pdf Статья о мероприятии в газете] [http://trv-science.ru/about/ Троицкий вариант] | ||
+ | * [[Отъезды]] | ||
+ | * [[Игорь Асонов]] | ||
+ | * [http://oldwine.livejournal.com/77593.html Технологии для образования] | ||
+ | |||
+ | [[Category: Поездки]] |
Текущая версия на 10:33, 28 февраля 2012
Содержание
- 1 Сведения о мероприятии
- 2 Выделенные тезисы из докладов
- 2.1 Александр Гаврилов. ИТ-кадры для модернизации экономики
- 2.2 Анна Жаркова. ИТ образование будущего: взгляд ABBYY
- 2.3 Сергей Белов. Образование: дорога к успеху в связанном мире
- 2.4 Анатолий Кушниренко. Что может дать школе дошкольное программирование?
- 2.5 Валерий Платонов. Идеи для ИТ-стартапов в образовании
- 2.6 Александр Уваров. IT и оценка образовательных результатов
- 2.7 Елена Булин-Соколова. Что происходит с ИТ в школьном образовании в сегодняшней России?
- 2.8 Борис Беренфельд. Может ли IT спасти образование? Каким оно будет через 20 лет?
- 3 Впечатление
- 4 Ссылки
Сведения о мероприятии[править]
Выдержка из http://openu.timepad.ru/event/14506
16 ноября 2011 года в Центре Международной Торговли (Москва) состоялся семинар "ИТ в Образовании. Образование в ИТ" (семинар №2 из цикла совместных семинаров и лекций «Современные проблемы и тенденции развития IT» Открытого университета Сколково и Кластера Информационных Технологий Фонда Сколково)
Контактное лицо мероприятия: Екатерина Морозова, emorozova@corp.i-gorod.com
Семинары Кластера ИТ и Открытого Университета Сколково состоят из трех частей:
- тематические, визионерские доклады, дискуссия
- презентации резидентов ИТ Кластера Сколково
- неформальное общение Друзей Сколково и легкий фуршет
В качестве слушателей семинара приходят все друзья Кластера ИТ и Открытого Университета: резиденты, инвесторы, эксперты, все остальные, кому интересна инновации в ИТ.
В первая часть семинара была посвящена исследованию двух глубоких тем:
- Компьютеры проникли во все стадии образовательного процесса: от детских садов до ВУЗов. Однако, эффективность использования ИТ в образовании до сих пор остается под вопросом. Как информационные технологии могут помочь повысить эффективность и качество обучения в образовании?
- Человечество шагнуло в мир, полный данных. Для эффективной навигации в цифровом пространстве требуются грамотные специалисты. Как и где их готовить? Отвечает ли современное профессиональное образование ИТшников тем требованиям, которые будут к ним предъявлятся в недалеком будущем?
Докладчики:
- Борис Беренфельд, Президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий.
- Елена Булин-Соколова, Директор центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы.
- Валерий Платонов, отдел интеграции науки и образования РАН, Исполнительный директор АНОО «Высший университет науки и технологий».
- Анатолий Кушниренко, кандидат физ.мат. наук, зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН
- Александр Уваров, Ведущий Научный Сотрудник Вычислительного Центра РАН.
- Анна Жаркова – заместитель генерального директора по развитию государственных и общественных программ ABBYY.
- Александр Гаврилов, Советник по вопросам образования, Департамент стратегических технологий, Microsoft Russia
- Сергей Белов, Координатор университетских программ IBM в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки
Модератором дискуссии был Алексей Семенов, ректор МИОО, чл-корр РАН и академик РАО, один из ведущих международных экспертов в области ИТ в образовании.
Во второй части семинара прошли выступления резидентов Фонда Сколково.
Подробная программа мероприятия с подробными комментариями к докладчикам
Выделенные тезисы из докладов[править]
Все презентации
Используются следующие обозначения (by Игорь Асонов):
- выделение наиболее важного/идеи доклада
- комментарий к докладчику
Александр Гаврилов. ИТ-кадры для модернизации экономики[править]
Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.
Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный.
В первом сценарии спрос на ИТ-специалистов вырастет не существенно и его можно удовлетворить существующими средствами подготовки (кафедры вузов).
Если думать о втором сценарии, то намечается серьезный дифицит ИТ-специалистов (1 млн. чел. в ближайшую пятилетку).
В экономике нужны квалификации (способность сделать то-то таким-то средством), а вузы готовят по специальностям (не всегда можно сопоставить специальность квалификации и наоборот).
5 самых популярных сегодня квалификаций 5 лет назад не существовало! Следовательно, надо готовить согласно прогнозу ("исходя из будущего").
Кто будет готовить специалистов? Вузам одним не справиться! Надо активней взаимодействовать с индустрией.
- взаимная заинтересованность
Анна Жаркова. ИТ образование будущего: взгляд ABBYY[править]
Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).
Качество абитуриентов - очень важный фактор
Чему и как надо учить:
- учить неизменному (булева алгебра, к примеру); обязательно:
- алгоритмическое мышление
- обработка информации на компьютере
- надо использовать деятельностный подход
- надо внедрять ИТ во все курсы и предметы
- надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы)
Сергей Белов. Образование: дорога к успеху в связанном мире[править]
"Образование - дорога к успеху в связанном мире".
Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса).
T-shape - модель специалиста нового поколения (широкая база, в т.ч. project management, бизнес; + углубление в свою специальность).
Сервис как наука в постиндустриальном обществе.
У IBM много академических инициатив:
- INNOV8
- Great Minds (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM)
Анатолий Кушниренко. Что может дать школе дошкольное программирование?[править]
Термин "цифровизация" - манипуляция с нематериальными предметами.
Дошкольное программирование имеет право на жизнь - проверено на практике (внучках) с помощью программ ПиктоМир и Кумир.
Не вредно, главное правильно выбрать момент начала обучения (Кушниренко советует в 6-9 лет, когда дооперационное мышление сменяется в операционным мышлением)
Надо показать, что программировать интересно. Это разовьет алгоритмическое мышление и улучшит условия, в которых начинается изучение математики и отдельных тем информатики в младших классах.
Также надо не забывать стимулировать творческие способности (Пиаже).
Средства - не всё, важно проработать подходящие методики!
Валерий Платонов. Идеи для ИТ-стартапов в образовании[править]
В ходе презентации было высказано огромное множество идей по следующим темам:
- Эффекты ИТ в образовании (в т.ч. проблемы внедрения и привносимые минусы)
- Методы-бренды
- Технологические тренды в образовании (ближайший год - через 5 лет)
- Идеи о форматах обучения будущего
- Школа 2 = "школа вне школы"
- О Khan Academy (в т.ч. недостатки)
- Индивидуализация высшего образования (пример: Межуниверситетская сетевая система междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии)
- Программы стажировки студентов как основа реформирования высшего образования
Отмечу, на мой взгляд, главное: образовательные институты теряют свою привлекательность и "выравниваются" по уровню, ИТ предоставляет всё новые возможности, компаниям нужны работники с актуальными => в будущем будет важно самообразование (в т.ч. на рабочем месте) и человекоориентированный подход
Александр Уваров. IT и оценка образовательных результатов[править]
Что есть оценка и зачем она нужна? Надо помнить, что у оценивания должна быть цель!
В докладе приведена интересная статистика (оцениваю то, чему учу; воспитанность в оценке).
Оценка бывает:
- констатирующей/итоговой - суждение о предмете оценивания, которое, как правило, формулируется в терминах соответствия определенному критерию (годится/не годится данный продукт для тех или иных целей, хорош он или плох);
- формирующей - суждение о достоинствах и недостатках предмета оценивания, которое формируется в терминах различных качеств предмета и призвано способствовать его совершенствованию (отвечает на вопросы: Что хорошо(плохо) и насколько? Чего надо сделать(недостает), чтобы стало лучше?)
Инструменты оценивания:
- традиционное тестирование (выборочная форма ответа, по типу ЕГЭ)
- оценивание в предметных компьютерных средах (к примеру, Molecular Workbench)
- оценивание в социальных сетях (к примеру, таблица умений продвижение в которой характеризуется оценкой в соцсети)
Учащиеся должны хотеть выучиться чему-либо, а оценивание должно этому способствовать (показывая насколько они справляются с поставленными себе задачами).
Елена Булин-Соколова. Что происходит с ИТ в школьном образовании в сегодняшней России?[править]
В школьную программу включается всё больше и больше знаний (экстенсивное развитие). Происходит инфляция информации
Что делать? Перераспределить приоритеты: увеличение роли метапредметных знаний. Надо формировать:
- компетентность (умение применять знание)
- универсальные учебные действия (люди должны уметь открыть способ, метод, подход,...)
То, что делается с первоклассниками сейчас отразится в профсфере через 15 лет! Значит выбирая приоритеты и цели обучения надо думать о довольно далеком будущем..
Из этого логично вытекает пересмотр и сокращение объема предметных знаний.
Формируются разумные требования к надпредметным результатам (подробнее: слайд 9).
Елена не видит ничего плохого в первоочередном развитии клавиатурного ввода текста (т.к. таким образом мысли быстрее материализуются). Малоактуально в среднесрочном будущем т.к. не верится, что клава просуществует еще лет 10
Младшеклассники могут творить с использованием компьютера (программное обеспечение)!
Важна учебная рефлексия (не умел - научился; надо задаться вопросами: "Как это произошло?").
Алгоритмическое мышление формируется в первом классе.
"Даешь гармоничную информатизацию!"
Борис Беренфельд. Может ли IT спасти образование? Каким оно будет через 20 лет?[править]
Многие люди не видят возможности ИТ (их в своё время не видел и Билл Гейтс, говоря про будущее компьютерных интерфейсов и 640Кб оперативной памяти).
Пара слов не по теме:
Нужны менторы, их на всех не хватит
=>
Расслоение общества (по типу хорошая медицина для богатых и плохая - для бедняков)
=>
Новый тип безработицы (дефицит квалифицированных кадров)
=>
Государство осознает, что теряет деньги, но оно еще не готово их тратить иначе
=>
Родители готовы (отобрать деньги у государства)
=>
Введение системы ваучеров (денежный эквивалент того, что сейчас платят за бюджетников)
=>
Осознанный выбор того, нужно ли высшее образование и если нужно, то какое и где
Про тренды
1-5 лет:
- интеллектуальные конструкторы
- цифровые лаборатории
- роботика
- сетевое исследовательское взаимодействие (GlobalLab)
- образовательные игры
- моделирование
- молекулярная симуляция
Нынешние люди "wired but not connected" (интеллектуально не связаны).
5-10 лет:
- высокоинтерактивные цифровые учебники
- образовательные экосистемы с обратной связью (пример: Knewton)
Игровые технологии, учебники будущего (выделение сложного, управление и поддержка исследовательского взаимодействия школьников, адаптивный учебник)
10-15 лет:
- мозг-компьютер интерфейс
- мозговые браузеры
- связь мозг-инфосфера (объединение ресурсов человечества)
Эрудиция по запросу
20-50 лет:
- ранняя молекулярно-когнитивная диагностика
- оценка когнитивного фонда популяции
- пре- и постнатальные индивидуальные учебные траектории
- молекулярно-когнитивный подбор групп
За последние пол столетия был сделан значительный прогресс в молекулярной биологии. Есть надежды ожидать схожий прогресс в области образования.
Впечатление[править]
Очень много довольно очевидных идей, которые уже набирают популярность или еще только собираются. Но все эти идеи сложны в реализации и требуют комплексный подход к продумыванию.