Асонов Игорь: Участие в семинаре "ИТ в Образовании. Образование в ИТ"

Материал из Department of Theoretical and Applied Mechanics
Перейти к: навигация, поиск

Сведения о мероприятии[править]

Выдержка из http://openu.timepad.ru/event/14506
16 ноября 2011 года в Центре Международной Торговли (Москва) состоялся семинар "ИТ в Образовании. Образование в ИТ" (семинар №2 из цикла совместных семинаров и лекций «Современные проблемы и тенденции развития IT» Открытого университета Сколково и Кластера Информационных Технологий Фонда Сколково)

Контактное лицо мероприятия: Екатерина Морозова, emorozova@corp.i-gorod.com

Семинары Кластера ИТ и Открытого Университета Сколково состоят из трех частей:

  1. тематические, визионерские доклады, дискуссия
  2. презентации резидентов ИТ Кластера Сколково
  3. неформальное общение Друзей Сколково и легкий фуршет

В качестве слушателей семинара приходят все друзья Кластера ИТ и Открытого Университета: резиденты, инвесторы, эксперты, все остальные, кому интересна инновации в ИТ.

В первая часть семинара была посвящена исследованию двух глубоких тем:

  1. Компьютеры проникли во все стадии образовательного процесса: от детских садов до ВУЗов. Однако, эффективность использования ИТ в образовании до сих пор остается под вопросом. Как информационные технологии могут помочь повысить эффективность и качество обучения в образовании?
  2. Человечество шагнуло в мир, полный данных. Для эффективной навигации в цифровом пространстве требуются грамотные специалисты. Как и где их готовить? Отвечает ли современное профессиональное образование ИТшников тем требованиям, которые будут к ним предъявлятся в недалеком будущем?

Докладчики:

  • Борис Беренфельд, Президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий.
  • Елена Булин-Соколова, Директор центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы.
  • Валерий Платонов, отдел интеграции науки и образования РАН, Исполнительный директор АНОО «Высший университет науки и технологий».
  • Анатолий Кушниренко, кандидат физ.мат. наук, зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН
  • Александр Уваров, Ведущий Научный Сотрудник Вычислительного Центра РАН.
  • Анна Жаркова – заместитель генерального директора по развитию государственных и общественных программ ABBYY.
  • Александр Гаврилов, Советник по вопросам образования, Департамент стратегических технологий, Microsoft Russia
  • Сергей Белов, Координатор университетских программ IBM в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки

Модератором дискуссии был Алексей Семенов, ректор МИОО, чл-корр РАН и академик РАО, один из ведущих международных экспертов в области ИТ в образовании.

Во второй части семинара прошли выступления резидентов Фонда Сколково.

Подробная программа мероприятия с подробными комментариями к докладчикам

Выделенные тезисы из докладов[править]

Все презентации
Используются следующие обозначения (by Игорь Асонов):

  • выделение наиболее важного/идеи доклада
  • комментарий к докладчику

Александр Гаврилов. ИТ-кадры для модернизации экономики[править]

Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.
Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный.
В первом сценарии спрос на ИТ-специалистов вырастет не существенно и его можно удовлетворить существующими средствами подготовки (кафедры вузов).
Если думать о втором сценарии, то намечается серьезный дифицит ИТ-специалистов (1 млн. чел. в ближайшую пятилетку).
В экономике нужны квалификации (способность сделать то-то таким-то средством), а вузы готовят по специальностям (не всегда можно сопоставить специальность квалификации и наоборот).
5 самых популярных сегодня квалификаций 5 лет назад не существовало! Следовательно, надо готовить согласно прогнозу ("исходя из будущего").
Кто будет готовить специалистов? Вузам одним не справиться! Надо активней взаимодействовать с индустрией.
GovenmentIndustrySociety.png - взаимная заинтересованность

Анна Жаркова. ИТ образование будущего: взгляд ABBYY[править]

Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).
Качество абитуриентов - очень важный фактор
Чему и как надо учить:

  • учить неизменному (булева алгебра, к примеру); обязательно:
    • алгоритмическое мышление
    • обработка информации на компьютере
  • надо использовать деятельностный подход
  • надо внедрять ИТ во все курсы и предметы
  • надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы)

Сергей Белов. Образование: дорога к успеху в связанном мире[править]

"Образование - дорога к успеху в связанном мире".
Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса).
T-shape - модель специалиста нового поколения (широкая база, в т.ч. project management, бизнес; + углубление в свою специальность).
Сервис как наука в постиндустриальном обществе.
У IBM много академических инициатив:

  • INNOV8
  • Great Minds (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM)

Анатолий Кушниренко. Что может дать школе дошкольное программирование?[править]

Термин "цифровизация" - манипуляция с нематериальными предметами.
Дошкольное программирование имеет право на жизнь - проверено на практике (внучках) с помощью программ ПиктоМир и Кумир.
Не вредно, главное правильно выбрать момент начала обучения (Кушниренко советует в 6-9 лет, когда дооперационное мышление сменяется в операционным мышлением) Надо показать, что программировать интересно. Это разовьет алгоритмическое мышление и улучшит условия, в которых начинается изучение математики и отдельных тем информатики в младших классах.
Также надо не забывать стимулировать творческие способности (Пиаже).
Средства - не всё, важно проработать подходящие методики!

Валерий Платонов. Идеи для ИТ-стартапов в образовании[править]

@valeriy-platon

В ходе презентации было высказано огромное множество идей по следующим темам:


Отмечу, на мой взгляд, главное: образовательные институты теряют свою привлекательность и "выравниваются" по уровню, ИТ предоставляет всё новые возможности, компаниям нужны работники с актуальными => в будущем будет важно самообразование (в т.ч. на рабочем месте) и человекоориентированный подход

"Правильная" система оценивания в ходе учебных мероприятий. Оценивание - главная составляющая часть ИТ среды образовательного начинания

Александр Уваров. IT и оценка образовательных результатов[править]

Что есть оценка и зачем она нужна? Надо помнить, что у оценивания должна быть цель!

В докладе приведена интересная статистика (оцениваю то, чему учу; воспитанность в оценке).

Оценка бывает:

  • констатирующей/итоговой - суждение о предмете оценивания, которое, как правило, формулируется в терминах соответствия определенному критерию (годится/не годится данный продукт для тех или иных целей, хорош он или плох);
  • формирующей - суждение о достоинствах и недостатках предмета оценивания, которое формируется в терминах различных качеств предмета и призвано способствовать его совершенствованию (отвечает на вопросы: Что хорошо(плохо) и насколько? Чего надо сделать(недостает), чтобы стало лучше?)

Инструменты оценивания:

  • традиционное тестирование (выборочная форма ответа, по типу ЕГЭ)
  • оценивание в предметных компьютерных средах (к примеру, Molecular Workbench)
  • оценивание в социальных сетях (к примеру, таблица умений продвижение в которой характеризуется оценкой в соцсети)

Учащиеся должны хотеть выучиться чему-либо, а оценивание должно этому способствовать (показывая насколько они справляются с поставленными себе задачами).

Елена Булин-Соколова. Что происходит с ИТ в школьном образовании в сегодняшней России?[править]

В школьную программу включается всё больше и больше знаний (экстенсивное развитие). Происходит инфляция информации
Что делать? Перераспределить приоритеты: увеличение роли метапредметных знаний. Надо формировать:

  1. компетентность (умение применять знание)
  2. универсальные учебные действия (люди должны уметь открыть способ, метод, подход,...)

То, что делается с первоклассниками сейчас отразится в профсфере через 15 лет! Значит выбирая приоритеты и цели обучения надо думать о довольно далеком будущем..
Из этого логично вытекает пересмотр и сокращение объема предметных знаний.
Формируются разумные требования к надпредметным результатам (подробнее: слайд 9).
Елена не видит ничего плохого в первоочередном развитии клавиатурного ввода текста (т.к. таким образом мысли быстрее материализуются). Малоактуально в среднесрочном будущем т.к. не верится, что клава просуществует еще лет 10
Младшеклассники могут творить с использованием компьютера (программное обеспечение)!
Важна учебная рефлексия (не умел - научился; надо задаться вопросами: "Как это произошло?").
Алгоритмическое мышление формируется в первом классе.
"Даешь гармоничную информатизацию!"

Борис Беренфельд. Может ли IT спасти образование? Каким оно будет через 20 лет?[править]

Многие люди не видят возможности ИТ (их в своё время не видел и Билл Гейтс, говоря про будущее компьютерных интерфейсов и 640Кб оперативной памяти).

Пара слов не по теме:
Нужны менторы, их на всех не хватит =>
Расслоение общества (по типу хорошая медицина для богатых и плохая - для бедняков) =>
Новый тип безработицы (дефицит квалифицированных кадров) =>
Государство осознает, что теряет деньги, но оно еще не готово их тратить иначе =>
Родители готовы (отобрать деньги у государства) =>
Введение системы ваучеров (денежный эквивалент того, что сейчас платят за бюджетников) =>
Осознанный выбор того, нужно ли высшее образование и если нужно, то какое и где

Про тренды
1-5 лет:

  • интеллектуальные конструкторы
  • цифровые лаборатории
  • роботика
  • сетевое исследовательское взаимодействие (GlobalLab)
  • образовательные игры
  • моделирование
  • молекулярная симуляция

Нынешние люди "wired but not connected" (интеллектуально не связаны).

5-10 лет:

  • высокоинтерактивные цифровые учебники
  • образовательные экосистемы с обратной связью (пример: Knewton)

Игровые технологии, учебники будущего (выделение сложного, управление и поддержка исследовательского взаимодействия школьников, адаптивный учебник)

10-15 лет:

  • мозг-компьютер интерфейс
  • мозговые браузеры
  • связь мозг-инфосфера (объединение ресурсов человечества)

Эрудиция по запросу

20-50 лет:

  • ранняя молекулярно-когнитивная диагностика
  • оценка когнитивного фонда популяции
  • пре- и постнатальные индивидуальные учебные траектории
  • молекулярно-когнитивный подбор групп

За последние пол столетия был сделан значительный прогресс в молекулярной биологии. Есть надежды ожидать схожий прогресс в области образования.

Впечатление[править]

Очень много довольно очевидных идей, которые уже набирают популярность или еще только собираются. Но все эти идеи сложны в реализации и требуют комплексный подход к продумыванию.

Ссылки[править]