Численное интегрирование — различия между версиями

Материал из Department of Theoretical and Applied Mechanics
Перейти к: навигация, поиск
Строка 8: Строка 8:
  
  
'''Важно!''' Чтобы возвести число в степень, вместо x^3 нужно писать pow(x, 3). (Т.к. оператор ^ в JavaScript означает логическую операцию "Исключающее ИЛИ")
+
'''Важно!''' Чтобы возвести число в степень, вместо x^3 нужно писать pow(x, 3). (Оператор ^ в JavaScript означает логическую операцию "Исключающее ИЛИ")
  
 
{{#widget:Iframe |url=http://tm.spbstu.ru/htmlets/Tcvetkov/Integrate/Integrate_v3-6_release/Integrate.html |width=830 |height=800 |border=0 }}
 
{{#widget:Iframe |url=http://tm.spbstu.ru/htmlets/Tcvetkov/Integrate/Integrate_v3-6_release/Integrate.html |width=830 |height=800 |border=0 }}

Версия 14:39, 6 октября 2014

Виртуальная лаборатория > Численное интегрирование

Данное интерактивное приложение позволяет вычислить интеграл заданной с клавиатуры функции с помощью метода прямоугольников.

Можно использовать любые функции и свойства объекта Math языка JavaScript (описание на русском, английском), например:

  • функции: sin(x), exp(x), round(x), abs(x), min(x);
  • свойства: PI, E, SQRT2, LN10.


Важно! Чтобы возвести число в степень, вместо x^3 нужно писать pow(x, 3). (Оператор ^ в JavaScript означает логическую операцию "Исключающее ИЛИ")


Скачать Integrate_v3-6_release.zip.

Текст программы на языке JavaScript (разработчик Цветков Денис): <toggledisplay status=hide showtext="Показать↓" hidetext="Скрыть↑" linkstyle="font-size:default"> Файл "Integrate.js"

window.addEventListener("load", Main_Integrate, true);
function Main_Integrate() {

    Integrate_canvas.onselectstart = function () {return false;};     // запрет выделения canvas
    var context = Integrate_canvas.getContext("2d");                  // на context происходит рисование

    var w = Integrate_canvas.width;
    var h = Integrate_canvas.height;

    // функции и переменные, объявленные через this, можно будет вызывать по сокращенному названию (например, sin(x), PI)
    var math_methods = Object.getOwnPropertyNames(Math);
    for (var i in math_methods)
        this[math_methods[i]] = Math[math_methods[i]];

    calculate_button.onclick = get_and_calc;
    function get_and_calc() {
        var script = document.createElement('script');
        script.innerHTML = "function f(x) {return " + function_text.value + "};" +
            "x1 = " + x1_text.value + ";" +
            "x2 = " + x2_text.value + ";";
        document.getElementsByTagName('head')[0].appendChild(script);
        integral(f, x1, x2, accuracy_number.value);
    }

    function on_enter_up(e) {
        e = e || window.event;
        if (e.keyCode === 13) {
            get_and_calc();
        }
        return false;                                                   // отменяем действие по умолчанию
    }

    function_text.onkeyup = on_enter_up;
    x1_text.onkeyup = on_enter_up;
    x2_text.onkeyup = on_enter_up;
    accuracy_number.onkeyup = on_enter_up;

    function calculate(f, x1, x2, n) {
        var integral = {};
        integral.D = {};
        integral.D.x = [];
        integral.D.fx = [];
        var summ = 0;
        var k1 = Math.floor(n / w);         // каждый k1-ый элемент будет отправлен на рисование
        if (k1 < 1) k1 = 1;

        var interval = (x2 - x1) / n;
        for (var i = 0; i < n; i++) {
            var x = x1 + interval * i;
            var fx = f(x);
            if (fx == Number.POSITIVE_INFINITY || fx == Number.NEGATIVE_INFINITY || isNaN(fx)) continue;
            summ += interval * fx;

            if (i % k1 == 0) {
                integral.D.x.push(x);
                integral.D.fx.push(fx);
            }
        }
        integral.summ = summ;
        return integral;
    }

    function integral(f, x1, x2, n) {
        var I = calculate(f, x1, x2, n);
        result_span.innerHTML = I.summ.toPrecision(accuracy_number.value.length);
        draw(I.D, x1, x2);
    }

    function draw(D, x1, x2) {
        context.clearRect(0, 0, w, h);
        context.beginPath();

        // найдем минимум и максимум функции (точнее не всей функции, а только точек, отправленных на рисование)
        var len = x2 - x1;
        var f_max = Number.NEGATIVE_INFINITY, f_min = Number.POSITIVE_INFINITY;
        for (var i = 0; i < D.fx.length; i++) {
            f_max = (f_max > D.fx[i]) ? f_max : D.fx[i];
            f_min = (f_min < D.fx[i]) ? f_min : D.fx[i];
        }

        // график
        var h_center = f_max / (f_max - f_min) * h;
        context.moveTo(0, h_center);
        for (var i = 0; i < D.fx.length; i++) {
            var x = D.x[i];
            context.lineTo((x - x1) / len * w, h_center - D.fx[i] / (f_max - f_min) * h);
        }
        context.lineTo(w, h_center);
        context.fill();

        // интерфейс
        context.beginPath();
        context.moveTo(0, h_center);
        context.lineTo(w, h_center);
        context.moveTo(-x1 / (x2 - x1) * w, 0);
        context.lineTo(-x1 / (x2 - x1) * w, h);
        context.stroke();
    }

    context.fillStyle = "#888888";
    get_and_calc();
}

Файл "Integrate.html"

<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
    <meta charset="UTF-8" />
    <title>Integrate</title>
    <script src="Integrate.js"></script>
</head>
<body>
    <canvas id="Integrate_canvas" width="600" height="600" style="border:1px solid #000000;"></canvas><br>
    f(x) = <input type="text" id="function_text" style="width: 80ex;" value="sin(sqrt(x)) * sin(x * x)"/><br>
    x1 = <input type="text" id="x1_text" style="width: 25ex;" value="0"/><br>
    x2 = <input type="text" id="x2_text" style="width: 25ex;" value="PI * 3"/><br><br>
    Точность: <input type="number" id="accuracy_number" min=2 style="width: 12ex;" value="100000"/><br>
    <input type="button" id="calculate_button" value="Посчитать"/><br><br>
    Результат: <span id="result_span"></span>
</body>
</html>

</toggledisplay>

Предлагаемые направления развития стенда