Редактирование: Проект "Трикоптер"

Перейти к: навигация, поиск

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.
Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
Проект, осуществляемый [[Клуб технического творчества|Клубом технического творчества]] при поддержке кафедры [["Теоретическая Механика"]].
+
15 Июня 2011 г. сделанный и запрограммированный в [[Клуб технического творчества|Клубе технического творчества]] трикоптер, совершил [http://www.youtube.com/watch?v=5WGxiVSGcUY&feature=player_embedded Первый полет]
 
 
== Участники ==
 
 
 
* [[Веренинов Игорь]]
 
* [[Верховых Михаил]]
 
* [[Кузькин Виталий]]
 
* [[Пшенов Антон]]
 
 
 
== Трикоптер v1.0 ==
 
 
 
=== Оборудование ===
 
*Платформа сборки: Arduino
 
*Гироскопы: Melexis MLX90609 типа MEMS, 300 deg/sec
 
*Радиолинк: Spektrum DSM2 FHSS-технология. Аппаратура все время меняет частоту передачи, обеспечивая надежную связь в радиусе до 1км.
 
*Серво поворотного механизма: Hitec HS-81MG , с металлическим редуктором.
 
*Аккумулятор: Li-Po 2.2Ah 25C 11.1V
 
*Двигатели: 200Вт 1000kv бесколлекторные
 
 
 
=== Рама ===
 
 
 
<gallery widths=300px heights=210px perrow = 2>
 
Файл:Cptr1.JPG|Самое начало проекта, установлен только один мотор
 
Файл:Cptr3.JPG|Поворотный механизм
 
Файл:Cptr2 1749.JPG|Полностью собранный коптер установлен на стенд для настройки ПИД коэффициентов
 
Файл:Cptr4.JPG
 
</gallery>
 
 
 
=== Структурная схема ===
 
 
 
[[Файл:3copter_scheme.jpg‎]]
 
 
 
=== Программирование ===
 
 
 
Программирование осуществлялось на языке/диалекте Wiring-C++ в среде Arduino.
 
Первым делом надо было просто заставить коптер полететь, поэтому алгоритмы обработки датчиков и управления предельно простые.
 
 
 
==== Вычисление угловой скорости ====
 
 
 
В этом проекте использованы три гироскопа MLX90609 , они имеют аналоговые выходы для данных о угловой скорости и встроенный температурный датчик для устранения дрифта.
 
Микроконтроллер получает от гироскопа значения в диапазоне 0-1024, затем с учетом чувствительности 300 градусов в секунду производит расчет угловой скорости. Кроме того вычитается байес - значение которое показывает сенсор при отсутствии вращения. Таким образом окончательная формула выглядит так:
 
 
 
  for( int i=0; i<3; i++)
 
  {
 
    float tmp=0;
 
      for(int j=0;j<10;j++)
 
      {
 
          tmp+=analogRead(pin[i]);// oversampling
 
      }
 
  tmp/=10.0;
 
  omega[i]=(tmp-bias[i])*gain[i];
 
}
 
 
 
Использование оверсэмплинга, то есть многократного повторного чтения входа, позволяет увеличить разрешение на бит.
 
 
 
==== Задание угловой скорости ====
 
 
 
На данном этапе, управление аппаратом организовано посредством задания угловой скорости вокруг каждой оси с пульта управления.  Данные о положении джойстиков кодируются и передаются на приемник,  находящийся на коптере. Микроконтроллер получает информацию с приемника и  приводит ее к формату удобному для вычисления.
 
 
 
[[Файл:futaba.JPG‎|400px]]
 
 
 
==== ПИД-регулятор ====
 
 
 
Пропорционально-интегрально-дифференциальный (ПИД) регулятор — устройство в цепи обратной связи, используемое в системах автоматического управления для формирования управляющего сигнала. ПИД-регулятор формирует управляющий сигнал, являющийся суммой трёх слагаемых, первое из которых пропорционально входному сигналу, второе — интеграл входного сигнала, третье — производная входного сигнала. [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%98%D0%94-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80 Подробнее...]
 
 
 
В каноническом виде уравнение ПИД-регулятора выглядит так:
 
 
 
: <math>u(t) = P + I + D = K_p\,{e(t)} + K_i\int\limits_{0}^{t}{e(\tau)}\,{d\tau} + K_d\frac{de}{dt}</math>
 
 
 
Программная реализация. Входом регулятора служит разность желаемой и текущей угловых скоростей.
 
 
 
      error = RCToDeg(RC[i+1]) - omega[i];
 
      Ipart+= error*Dt;
 
      Ipart= constrain(Ipart,-20,20);
 
      Dpart = (omega - oldomega)/float(Dt);
 
      oldomega =omega;
 
      axisPID = Pgain*error + Dgain*Dpart + Igain*Ipart;
 
 
 
== Трикоптер v1.1 ==
 
 
 
После отладки алгоритма и тестовых полетов, рама коптера пришла в полную негодность, появились трещины и люфты. Для продолжения работы понадобился новый трикоптер. Версия 1.1 почти в два раза больше первой, лучи подросли до 30см, увеличилась и площадка под электронику .Новые шасси должны хорошо аммортизировать жесткие посадки и обеспечивать более стабильный взлет. Электроника осталась прежней.
 
 
 
<gallery widths=300px heights=210px perrow = 2>
 
Файл:wiring.JPG|Рама собрана, начинается разводка проводов
 
Файл:wiring1.JPG|Почти вся электроника  на своих местах
 
Файл:copter.JPG|Коптер - первые минуты на ногах
 
Файл:DSC05675.JPG|Облетал v1.1  - [http://www.youtube.com/watch?v=bNR5G9Fad5g видео]
 
</gallery>
 
 
 
== Создание адаптивного регулятора ==
 
 
 
=== Моделирование ===
 
 
 
Важной задачей для разработки эффективной системы управления является создание виртуальной модели коптера. На ней можно провести все испытания, не подвергая при этом опасности реальный аппарат.
 
Модель была запрограммирована в среде [http://www.mathworks.com/products/simulink/ SIMULINK], управлять ей можно, как и настоящим коптером — при помощи пульта.
 
[http://www.youtube.com/watch?v=qhvg1urI5EY Первые виртуальные полеты]
 
 
 
Программа пока работает не очень точно, это связано с тем что не вводились параметры реального аппарата.
 
 
 
=== Регулятор ===
 
 
 
''Здесь будет про фази-ПИД...''
 
 
 
=== Алгоритм оптимизации ===
 
 
 
Алгоритм swarm был написан [[Пшенов Антон|Антоном Пшеновым]].
 
 
 
== Результаты ==
 
 
 
# Данный проект был представлен на международной конференции школьников [http://www.school.ioffe.ru/readings/2011/meeting.html Сахаровские Чтения 2011], где удостоился специального диплома "за успешное продвижение в работе над перспективной темой".
 
# 15 Июня 2011г. трикоптер, совершил свой [http://www.youtube.com/watch?v=5WGxiVSGcUY&feature=player_embedded первый полет]
 
# Первые фотографии с борта
 
<gallery widths=220px heights=200px perrow = 3>
 
Файл:Height.jpg
 
Файл:Tree.jpg
 
Файл:House2.jpg
 
</gallery>
 
 
 
== Планы ==
 
 
 
В дальнейшем планируется создать адаптивный (самонастраивающийся) ПИД-регулятор.
 
 
 
== Публикации по теме проекта ==
 
 
 
*  Веренинов И.А., Кузькин В.А. Разработка математической модели и прототипа трикоптера // Сборник трудов конференции "Неделя науки СПбГПУ", 2011 [направлено в печать] ([[Медиа: Vereninov_2011_SW_05.pdf |prerint_v.01]], [[Медиа: Vereninov_2011_SW_04.pdf | prerint_v.02]])
 
 
 
== См. также ==
 
 
 
* [[Беспилотный летательный аппарат]]
 
* [[Клуб технического творчества]]
 
 
 
 
 
[[Category: Студенческие проекты]]
 
[[Category: Проект "Трикоптер"]]
 
Вам запрещено изменять защиту статьи. Edit Создать редактором

Обратите внимание, что все добавления и изменения текста статьи рассматриваются как выпущенные на условиях лицензии Public Domain (см. Department of Theoretical and Applied Mechanics:Авторские права). Если вы не хотите, чтобы ваши тексты свободно распространялись и редактировались любым желающим, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого.
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ МАТЕРИАЛЫ, ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ!

To protect the wiki against automated edit spam, we kindly ask you to solve the following CAPTCHA:

Отменить | Справка по редактированию  (в новом окне)