Асонов Игорь: Участие в семинаре "ИТ в Образовании. Образование в ИТ" — различия между версиями

Материал из Department of Theoretical and Applied Mechanics
Перейти к: навигация, поиск
(Валерий Платонов)
м (Выделенные тезисы из докладов)
Строка 33: Строка 33:
  
 
== Выделенные тезисы из докладов ==
 
== Выделенные тезисы из докладов ==
====Александр Гаврилов====
+
====Александр Гаврилов. ИТ-кадры для модернизации экономики====
 
Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.<br>
 
Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.<br>
 
Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный. <br>
 
Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный. <br>
Строка 43: Строка 43:
 
[[File:GovenmentIndustrySociety.png]] - взаимная заинтересованность
 
[[File:GovenmentIndustrySociety.png]] - взаимная заинтересованность
  
====Анна Жаркова====
+
====Анна Жаркова. ИТ образование будущего: взгляд  ABBYY====
 
Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).<br>
 
Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).<br>
 
'''Качество абитуриентов - очень важный фактор'''<br>
 
'''Качество абитуриентов - очень важный фактор'''<br>
Строка 54: Строка 54:
 
* надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы)
 
* надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы)
  
====Сергей Белов====
+
====Сергей Белов. Образование: дорога к успеху в связанном мире====
 
"Образование - дорога к успеху в связанном мире". <br>
 
"Образование - дорога к успеху в связанном мире". <br>
 
Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса). <br>
 
Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса). <br>
Строка 63: Строка 63:
 
* [http://en.wikipedia.org/wiki/IBM's_The_Great_Mind_Challenge Great Minds] (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM)
 
* [http://en.wikipedia.org/wiki/IBM's_The_Great_Mind_Challenge Great Minds] (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM)
  
====Анатолий Кушниренко====
+
====Анатолий Кушниренко. Что может дать школе дошкольное программирование?====
 
Термин "цифровизация" - манипуляция с нематериальными предметами. <br>
 
Термин "цифровизация" - манипуляция с нематериальными предметами. <br>
 
Дошкольное программирование имеет право на жизнь - проверено на практике (внучках) с помощью программ [http://www.piktomir.ru/ ПиктоМир] и [http://www.niisi.ru/kumir/ Кумир]. <br>
 
Дошкольное программирование имеет право на жизнь - проверено на практике (внучках) с помощью программ [http://www.piktomir.ru/ ПиктоМир] и [http://www.niisi.ru/kumir/ Кумир]. <br>
Строка 71: Строка 71:
  
 
<доделать>
 
<доделать>
====Валерий Платонов====  
+
====Валерий Платонов. Идеи для ИТ-стартапов в образовании====  
 
@valeriy-platon
 
@valeriy-platon
  
Строка 109: Строка 109:
 
** Школа 2 = "школа вне школы"
 
** Школа 2 = "школа вне школы"
 
** О [http://www.khanacademy.org/ Khan Academy] (в т.ч. недостатки)
 
** О [http://www.khanacademy.org/ Khan Academy] (в т.ч. недостатки)
** Индивидуализация высшего образования
+
** Индивидуализация высшего образования (пример: [http://nano-obr.ru/ Межуниверситетская сетевая система междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии])
 
** Программы стажировки студентов как основа реформирования высшего образования
 
** Программы стажировки студентов как основа реформирования высшего образования
<br><br>
+
<br>
 
Отмечу, на мой взгляд, главное: образовательные институты теряют свою привлекательность и "выравниваются" по уровню, ИТ предоставляет всё новые возможности, компаниям нужны работники с актуальными => в будущем будет важно самообразование (в т.ч. на рабочем месте) и '''человекоориентированный подход'''
 
Отмечу, на мой взгляд, главное: образовательные институты теряют свою привлекательность и "выравниваются" по уровню, ИТ предоставляет всё новые возможности, компаниям нужны работники с актуальными => в будущем будет важно самообразование (в т.ч. на рабочем месте) и '''человекоориентированный подход'''
 +
 +
[[File:Marks.png|thumb|450px|"Правильная" система оценивания в ходе учебных мероприятий. Оценивание - главная составляющая часть ИТ среды образовательного начинания]]
 +
====Александр Уваров. IT  и оценка образовательных результатов====
 +
Что есть оценка и зачем она нужна?
 +
'''Надо помнить, что у оценивания должна быть цель!'''
 +
 +
В докладе приведена интересная статистика (оцениваю то, чему учу; воспитанность в оценке).
 +
 +
Оценка бывает:
 +
* констатирующей/итоговой - суждение о предмете оценивания, которое, как правило, формулируется в терминах соответствия определенному критерию (годится/не годится данный продукт для тех или иных целей, хорош он или плох);
 +
* формирующей - суждение о достоинствах и недостатках предмета оценивания, которое формируется в терминах различных качеств предмета и призвано способствовать его совершенствованию (отвечает на вопросы: Что хорошо(плохо) и насколько? Чего надо сделать(недостает), чтобы стало лучше?)
 +
 +
Инструменты оценивания:
 +
* традиционное тестирование (выборочная форма ответа, по типу ЕГЭ)
 +
* оценивание в предметных компьютерных средах (к примеру, [http://mw.concord.org/modeler/index.html Molecular Workbench])
 +
* оценивание в социальных сетях (к примеру, таблица умений продвижение в которой характеризуется оценкой в соцсети)
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
 
* [[Отъезды]]
 
* [[Отъезды]]
 
* [[Игорь Асонов]]
 
* [[Игорь Асонов]]

Версия 01:31, 6 декабря 2011

Сведения о мероприятии

Выдержка из http://openu.timepad.ru/event/14506
16 ноября 2011 года в Центре Международной Торговли (Москва) состоялся семинар "ИТ в Образовании. Образование в ИТ" (семинар №2 из цикла совместных семинаров и лекций «Современные проблемы и тенденции развития IT» Открытого университета Сколково и Кластера Информационных Технологий Фонда Сколково)

Контактное лицо мероприятия: Екатерина Морозова, emorozova@corp.i-gorod.com

Семинары Кластера ИТ и Открытого Университета Сколково состоят из трех частей:

  1. тематические, визионерские доклады, дискуссия
  2. презентации резидентов ИТ Кластера Сколково
  3. неформальное общение Друзей Сколково и легкий фуршет

В качестве слушателей семинара приходят все друзья Кластера ИТ и Открытого Университета: резиденты, инвесторы, эксперты, все остальные, кому интересна инновации в ИТ.

В первая часть семинара была посвящена исследованию двух глубоких тем:

  1. Компьютеры проникли во все стадии образовательного процесса: от детских садов до ВУЗов. Однако, эффективность использования ИТ в образовании до сих пор остается под вопросом. Как информационные технологии могут помочь повысить эффективность и качество обучения в образовании?
  2. Человечество шагнуло в мир, полный данных. Для эффективной навигации в цифровом пространстве требуются грамотные специалисты. Как и где их готовить? Отвечает ли современное профессиональное образование ИТшников тем требованиям, которые будут к ним предъявлятся в недалеком будущем?

Докладчики:

  • Борис Беренфельд, Президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий.
  • Елена Булин-Соколова, Директор центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы. Presentation
  • Валерий Платонов, отдел интеграции науки и образования РАН, Исполнительный директор АНОО «Высший университет науки и технологий». Презентация
  • Анатолий Кушниренко, кандидат физ.мат. наук, зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН
  • Александр Уваров, Ведущий Научный Сотрудник Вычислительного Центра РАН. Presentation
  • Анна Жаркова – заместитель генерального директора по развитию государственных и общественных программ ABBYY. Presentation
  • Александр Гаврилов, Советник по вопросам образования, Департамент стратегических технологий, Microsoft Russia
  • Сергей Белов, Координатор университетских программ IBM в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки

Модератором дискуссии был Алексей Семенов, ректор МИОО, чл-корр РАН и академик РАО, один из ведущих международных экспертов в области ИТ в образовании.

Во второй части семинара прошли выступления резидентов Фонда Сколково.

Подробная программа мероприятия

Выделенные тезисы из докладов

Александр Гаврилов. ИТ-кадры для модернизации экономики

Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.
Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный.
В первом сценарии спрос на ИТ-специалистов вырастет не существенно и его можно удовлетворить существующими средствами подготовки (кафедры вузов).
Если думать о втором сценарии, то намечается серьезный дифицит ИТ-специалистов (1 млн. чел. в ближайшую пятилетку).
В экономике нужны квалификации (способность сделать то-то таким-то средством), а вузы готовят по специальностям (не всегда можно сопоставить специальность квалификации и наоборот).
5 самых популярных сегодня квалификаций 5 лет назад не существовало! Следовательно, надо готовить согласно прогнозу ("исходя из будущего").
Кто будет готовить специалистов? Вузам одним не справиться! Надо активней взаимодействовать с индустрией.
GovenmentIndustrySociety.png - взаимная заинтересованность

Анна Жаркова. ИТ образование будущего: взгляд ABBYY

Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).
Качество абитуриентов - очень важный фактор
Чему и как надо учить:

  • учить неизменному (булева алгебра, к примеру); обязательно:
    • алгоритмическое мышление
    • обработка информации на компьютере
  • надо использовать деятельностный подход
  • надо внедрять ИТ во все курсы и предметы
  • надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы)

Сергей Белов. Образование: дорога к успеху в связанном мире

"Образование - дорога к успеху в связанном мире".
Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса).
T-shape - модель специалиста нового поколения (широкая база, в т.ч. project management, бизнес; + углубление в свою специальность).
Сервис как наука в постиндустриальном обществе.
У IBM много академических инициатив:

  • INNOV8
  • Great Minds (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM)

Анатолий Кушниренко. Что может дать школе дошкольное программирование?

Термин "цифровизация" - манипуляция с нематериальными предметами.
Дошкольное программирование имеет право на жизнь - проверено на практике (внучках) с помощью программ ПиктоМир и Кумир.
Не вредно, главное правильно выбрать момент начала обучения (Кушниренко советует в 6-9 лет, когда дооперационное мышление сменяется в операционным мышлением) Надо показать, что программировать интересно. Это разовьет алгоритмическое мышление.
Также надо не забывать стимулировать творческие способности (Пиаже).

<доделать>

Валерий Платонов. Идеи для ИТ-стартапов в образовании

@valeriy-platon

В ходе презентации было высказано огромное множество идей по следующим темам:


Отмечу, на мой взгляд, главное: образовательные институты теряют свою привлекательность и "выравниваются" по уровню, ИТ предоставляет всё новые возможности, компаниям нужны работники с актуальными => в будущем будет важно самообразование (в т.ч. на рабочем месте) и человекоориентированный подход

"Правильная" система оценивания в ходе учебных мероприятий. Оценивание - главная составляющая часть ИТ среды образовательного начинания

Александр Уваров. IT и оценка образовательных результатов

Что есть оценка и зачем она нужна? Надо помнить, что у оценивания должна быть цель!

В докладе приведена интересная статистика (оцениваю то, чему учу; воспитанность в оценке).

Оценка бывает:

  • констатирующей/итоговой - суждение о предмете оценивания, которое, как правило, формулируется в терминах соответствия определенному критерию (годится/не годится данный продукт для тех или иных целей, хорош он или плох);
  • формирующей - суждение о достоинствах и недостатках предмета оценивания, которое формируется в терминах различных качеств предмета и призвано способствовать его совершенствованию (отвечает на вопросы: Что хорошо(плохо) и насколько? Чего надо сделать(недостает), чтобы стало лучше?)

Инструменты оценивания:

  • традиционное тестирование (выборочная форма ответа, по типу ЕГЭ)
  • оценивание в предметных компьютерных средах (к примеру, Molecular Workbench)
  • оценивание в социальных сетях (к примеру, таблица умений продвижение в которой характеризуется оценкой в соцсети)

Ссылки