Текущая версия |
Ваш текст |
Строка 18: |
Строка 18: |
| Докладчики: | | Докладчики: |
| * Борис Беренфельд, Президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий. | | * Борис Беренфельд, Президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий. |
− | * Елена Булин-Соколова, Директор центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы. | + | * Елена Булин-Соколова, Директор центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-bulin-s-it Presentation] |
− | * Валерий Платонов, отдел интеграции науки и образования РАН, Исполнительный директор АНОО «Высший университет науки и технологий». | + | * Валерий Платонов, отдел интеграции науки и образования РАН, Исполнительный директор АНОО «Высший университет науки и технологий». [https://docs.google.com/present/view?id=0AdAgi3dgqKCNZGRjMnJoNTJfMTMzYzZyaGtzcmc Презентация] |
| * Анатолий Кушниренко, кандидат физ.мат. наук, зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН | | * Анатолий Кушниренко, кандидат физ.мат. наук, зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН |
− | * Александр Уваров, Ведущий Научный Сотрудник Вычислительного Центра РАН. | + | * Александр Уваров, Ведущий Научный Сотрудник Вычислительного Центра РАН. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-uvarov Presentation] |
− | * Анна Жаркова – заместитель генерального директора по развитию государственных и общественных программ ABBYY. | + | * Анна Жаркова – заместитель генерального директора по развитию государственных и общественных программ ABBYY. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-zharkova Presentation] |
| * Александр Гаврилов, Советник по вопросам образования, Департамент стратегических технологий, Microsoft Russia | | * Александр Гаврилов, Советник по вопросам образования, Департамент стратегических технологий, Microsoft Russia |
| * Сергей Белов, Координатор университетских программ IBM в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки | | * Сергей Белов, Координатор университетских программ IBM в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки |
Строка 30: |
Строка 30: |
| Во второй части семинара прошли выступления резидентов Фонда Сколково. | | Во второй части семинара прошли выступления резидентов Фонда Сколково. |
| | | |
− | '''[[Media:16_11_11_IT_in_Edu.pdf|Подробная программа мероприятия с подробными комментариями к докладчикам]]'''
| + | [[Media:16_11_11_IT_in_Edu.pdf|Подробная программа мероприятия]] |
| | | |
| == Выделенные тезисы из докладов == | | == Выделенные тезисы из докладов == |
− | [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/presentations Все презентации]<br>
| + | 1) Александр Гаврилов. <br> |
− | Используются следующие обозначения (by [[Игорь Асонов]]):
| |
− | * '''выделение наиболее важного/идеи доклада'''
| |
− | * ''комментарий к докладчику''
| |
− | ====Александр Гаврилов. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-gavrilov ИТ-кадры для модернизации экономики]====
| |
| Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.<br> | | Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.<br> |
| Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный. <br> | | Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный. <br> |
Строка 47: |
Строка 43: |
| [[File:GovenmentIndustrySociety.png]] - взаимная заинтересованность | | [[File:GovenmentIndustrySociety.png]] - взаимная заинтересованность |
| | | |
− | ====Анна Жаркова. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-zharkova ИТ образование будущего: взгляд ABBYY]====
| + | 2) Анна Жаркова. <br> |
| Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).<br> | | Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).<br> |
| '''Качество абитуриентов - очень важный фактор'''<br> | | '''Качество абитуриентов - очень важный фактор'''<br> |
Строка 58: |
Строка 54: |
| * надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы) | | * надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы) |
| | | |
− | ====Сергей Белов. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-belov-ibm Образование: дорога к успеху в связанном мире]====
| + | 3) Сергей Белов. <br> |
| "Образование - дорога к успеху в связанном мире". <br> | | "Образование - дорога к успеху в связанном мире". <br> |
| Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса). <br> | | Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса). <br> |
− | '''T-shape - модель специалиста нового поколения''' (широкая база, в т.ч. project management, бизнес; + углубление в свою специальность). <br>
| + | T-shape - модель специалиста нового поколения (широкая база, в т.ч. project management, бизнес; + углубление в свою специальность). <br> |
| [http://ibm.com/university/ssme Сервис как наука в постиндустриальном обществе]. <br> | | [http://ibm.com/university/ssme Сервис как наука в постиндустриальном обществе]. <br> |
| У IBM много академических инициатив: | | У IBM много академических инициатив: |
Строка 67: |
Строка 63: |
| * [http://en.wikipedia.org/wiki/IBM's_The_Great_Mind_Challenge Great Minds] (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM) | | * [http://en.wikipedia.org/wiki/IBM's_The_Great_Mind_Challenge Great Minds] (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM) |
| | | |
− | ====Анатолий Кушниренко. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-kushnerenko Что может дать школе дошкольное программирование?]====
| |
− | Термин "цифровизация" - манипуляция с нематериальными предметами. <br>
| |
− | Дошкольное программирование имеет право на жизнь - проверено на практике (внучках) с помощью программ [http://www.piktomir.ru/ ПиктоМир] и [http://www.niisi.ru/kumir/ Кумир]. <br>
| |
− | Не вредно, главное правильно выбрать момент начала обучения (Кушниренко советует в 6-9 лет, когда [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%B6%D0%B5,_%D0%96%D0%B0%D0%BD#.D0.9F.D0.BE.D0.B4.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BE.D0.B4_.D0.B4.D0.BE.D0.BE.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B9_.282.E2.80.947_.D0.BB.D0.B5.D1.82.29 дооперационное мышление сменяется в операционным мышлением])
| |
− | Надо показать, что программировать интересно. Это разовьет алгоритмическое мышление и улучшит условия, в которых начинается изучение математики и отдельных тем информатики в младших классах. <br>
| |
− | Также надо не забывать стимулировать творческие способности ([http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%B6%D0%B5,_%D0%96%D0%B0%D0%BD Пиаже]). <br>
| |
− | Средства - не всё, важно '''проработать подходящие методики'''!
| |
− |
| |
− | ====Валерий Платонов. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-platonov-it Идеи для ИТ-стартапов в образовании]====
| |
− | [https://twitter.com/#!/valeriy_platon @valeriy-platon]
| |
− |
| |
− | В ходе [https://docs.google.com/present/view?id=0AdAgi3dgqKCNZGRjMnJoNTJfMTMzYzZyaGtzcmc презентации] было высказано огромное множество идей по следующим темам:
| |
− | *Эффекты ИТ в образовании (в т.ч. проблемы внедрения и привносимые минусы)
| |
− | <!--
| |
− | *Корреляция между традиционным рейтингами и присутствием в Интернете
| |
− | *Дебрендизация кампусного обучения
| |
− | *Подтягивание к старым лидерам – выравнивание (Гарвард –Калтех, МГУ- МФТИ)
| |
− | *Crowdlearning (crowdeducation)
| |
− | *Apple, Facebook, Google, Amazon, Microsoft→образование
| |
− | -->
| |
− | <!--
| |
− | Привносимые минусы
| |
− | * потеря рукописных навыков
| |
− | * технологическое расслоение (у одного есть компьютер и смартфон, у другого - нет)
| |
− | * что делать с учителями?
| |
− | -->
| |
− | * Методы-бренды
| |
− | <!--
| |
− | *Doing more with less
| |
− | *Blended Learning
| |
− | *Digital learning now
| |
− | -->
| |
− | *Технологические тренды в образовании (ближайший год - через 5 лет)
| |
− | <!--
| |
− | *ближайшего года
| |
− | **Интеграция мобильных устройств в процесс обучения школы
| |
− | *ближайших 2-3лет
| |
− | **Дополненная (расширенная, продвинутая) реальность
| |
− | **Игровое обучение, развивающее способности принятия решения и решения проблем, навыки лидерства (многопользовательские игры)
| |
− | *ближайших 4-5лет
| |
− | **Обучающая аналитика
| |
− | **Основанные на человеческих движениях вычисления (учебное моделирование, и виртуальная практика (Nintendo Wii и Microsoft Kinect для Xbox)
| |
− | -->
| |
− | *Идеи о форматах обучения будущего
| |
− | ** Школа 2 = "школа вне школы"
| |
− | ** О [http://www.khanacademy.org/ Khan Academy] (в т.ч. недостатки)
| |
− | ** Индивидуализация высшего образования (пример: [http://nano-obr.ru/ Межуниверситетская сетевая система междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии])
| |
− | ** Программы стажировки студентов как основа реформирования высшего образования
| |
− | <br>
| |
− | Отмечу, на мой взгляд, главное: образовательные институты теряют свою привлекательность и "выравниваются" по уровню, ИТ предоставляет всё новые возможности, компаниям нужны работники с актуальными => в будущем будет важно самообразование (в т.ч. на рабочем месте) и '''человекоориентированный подход'''
| |
− |
| |
− | [[File:Marks.png|thumb|450px|"Правильная" система оценивания в ходе учебных мероприятий. Оценивание - главная составляющая часть ИТ среды образовательного начинания]]
| |
− | ====Александр Уваров. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-uvarov IT и оценка образовательных результатов]====
| |
− | Что есть оценка и зачем она нужна?
| |
− | '''Надо помнить, что у оценивания должна быть цель!'''
| |
− |
| |
− | В докладе приведена интересная статистика (оцениваю то, чему учу; воспитанность в оценке).
| |
− |
| |
− | Оценка бывает:
| |
− | * констатирующей/итоговой - суждение о предмете оценивания, которое, как правило, формулируется в терминах соответствия определенному критерию (годится/не годится данный продукт для тех или иных целей, хорош он или плох);
| |
− | * формирующей - суждение о достоинствах и недостатках предмета оценивания, которое формируется в терминах различных качеств предмета и призвано способствовать его совершенствованию (отвечает на вопросы: Что хорошо(плохо) и насколько? Чего надо сделать(недостает), чтобы стало лучше?)
| |
− |
| |
− | Инструменты оценивания:
| |
− | * традиционное тестирование (выборочная форма ответа, по типу ЕГЭ)
| |
− | * оценивание в предметных компьютерных средах (к примеру, [http://mw.concord.org/modeler/index.html Molecular Workbench])
| |
− | * оценивание в социальных сетях (к примеру, таблица умений продвижение в которой характеризуется оценкой в соцсети)
| |
− |
| |
− | Учащиеся должны хотеть выучиться чему-либо, а оценивание должно этому способствовать (показывая насколько они справляются с поставленными себе задачами).
| |
− |
| |
− | ====Елена Булин-Соколова. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-bulin-s-it Что происходит с ИТ в школьном образовании в сегодняшней России?]====
| |
− | В школьную программу включается всё больше и больше знаний (экстенсивное развитие). '''Происходит инфляция информации'''<br>
| |
− | Что делать? Перераспределить приоритеты: увеличение роли метапредметных знаний. Надо формировать:
| |
− | # компетентность (умение применять знание)
| |
− | # универсальные учебные действия (люди должны уметь открыть способ, метод, подход,...)
| |
− | ''То, что делается с первоклассниками сейчас отразится в профсфере через 15 лет! Значит выбирая приоритеты и цели обучения надо думать о довольно далеком будущем..''<br>
| |
− | Из этого логично вытекает пересмотр и сокращение объема предметных знаний.<br>
| |
− | Формируются разумные требования к надпредметным результатам (подробнее: слайд 9).<br>
| |
− | Елена не видит ничего плохого в первоочередном развитии клавиатурного ввода текста (т.к. таким образом мысли быстрее материализуются). ''Малоактуально в среднесрочном будущем т.к. не верится, что клава просуществует еще лет 10''<br>
| |
− | Младшеклассники могут творить с использованием компьютера ([http://www.int-edu.ru/logo/products.html программное обеспечение])!<br>
| |
− | Важна учебная рефлексия ('''не''' умел - научился; надо задаться вопросами: "Как это произошло?").<br>
| |
− | Алгоритмическое мышление формируется в первом классе.<br>
| |
− | "Даешь гармоничную информатизацию!"<br>
| |
− |
| |
− | ====Борис Беренфельд. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-berenfeld-masteritseminarskolkovo132 Может ли IT спасти образование? Каким оно будет через 20 лет?]====
| |
− | Многие люди не видят возможности ИТ (их в своё время не видел и Билл Гейтс, говоря про будущее компьютерных интерфейсов и 640Кб оперативной памяти). <br>
| |
− |
| |
− | Пара слов не по теме:<br>
| |
− | Нужны менторы, их на всех не хватит
| |
− | =><br>
| |
− | Расслоение общества (по типу хорошая медицина для богатых и плохая - для бедняков)
| |
− | =><br>
| |
− | Новый тип безработицы (дефицит квалифицированных кадров)
| |
− | =><br>
| |
− | Государство осознает, что теряет деньги, но оно еще не готово их тратить иначе
| |
− | =><br>
| |
− | Родители готовы (отобрать деньги у государства)
| |
− | =><br>
| |
− | Введение системы ваучеров (денежный эквивалент того, что сейчас платят за бюджетников)
| |
− | =><br>
| |
− | Осознанный выбор того, нужно ли высшее образование и если нужно, то какое и где
| |
− |
| |
− | Про тренды<br>
| |
− | 1-5 лет:
| |
− | * интеллектуальные конструкторы
| |
− | * цифровые лаборатории
| |
− | * роботика
| |
− | * сетевое исследовательское взаимодействие ([http://globallab.ru/ GlobalLab])
| |
− | * образовательные игры
| |
− | * моделирование
| |
− | * молекулярная симуляция
| |
− |
| |
− | Нынешние люди "wired but not connected" ('''интеллектуально не связаны''').<br><br>
| |
− | 5-10 лет:
| |
− | * высокоинтерактивные цифровые учебники
| |
− | * образовательные экосистемы с обратной связью (пример: [http://www.knewton.com/ Knewton])
| |
− | Игровые технологии, учебники будущего (выделение сложного, управление и поддержка исследовательского взаимодействия школьников, адаптивный учебник)<br><br>
| |
− | 10-15 лет:
| |
− | * мозг-компьютер интерфейс
| |
− | * мозговые браузеры
| |
− | * связь мозг-инфосфера (объединение ресурсов человечества)
| |
− | Эрудиция по запросу<br><br>
| |
− | 20-50 лет:
| |
− | * ранняя молекулярно-когнитивная диагностика
| |
− | * оценка когнитивного фонда популяции
| |
− | * пре- и постнатальные индивидуальные учебные траектории
| |
− | * молекулярно-когнитивный подбор групп
| |
− | За последние пол столетия был сделан значительный прогресс в молекулярной биологии. Есть надежды ожидать схожий прогресс в области образования.
| |
− |
| |
− | == Впечатление ==
| |
− | Очень много довольно очевидных идей, которые уже набирают популярность или еще только собираются. Но все эти идеи сложны в реализации и требуют комплексный подход к продумыванию. <!--: как на всех ступенях образования (дошкольное->высшее), так и на всех ступенях общества (-->
| |
| == Ссылки == | | == Ссылки == |
− | * [http://trv-science.ru/93N.pdf Статья о мероприятии в газете] [http://trv-science.ru/about/ Троицкий вариант]
| |
| * [[Отъезды]] | | * [[Отъезды]] |
| * [[Игорь Асонов]] | | * [[Игорь Асонов]] |
− | * [http://oldwine.livejournal.com/77593.html Технологии для образования]
| |
− |
| |
− | [[Category: Поездки]]
| |