'''Введение'''

Материал из Department of Theoretical and Applied Mechanics
Версия от 13:58, 18 декабря 2017; Evgeniya Khaibulova (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Во введении необходимо обосновать выбор темы, охарактеризовать современное состояние и…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Во введении необходимо обосновать выбор темы, охарактеризовать современное состояние изучаемой проблемы, ее актуальность, практическую и теоретическую значимость, степень разработанности данной проблемы в России и за рубежом.

Введение не должно превышать 4 страницы общего объема работы.

В зависимости от темы выпускной квалификационной работы во введении отмечаются следующие аспекты:

  • актуальность исследования. Включает описание состояния исследуемых фактов и явлений, определение круга нерешенных, слабо освещенных и требующих уточнения или дальнейшей разработки вопросов.
  • объект исследования - это то, на что направлен процесс познания (индивид, коллектив, общность людей, сфера деятельности и т.п.). Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения в целом. Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот.
  • предмет исследования - один из аспектов, часть рассматриваемого объекта (свойства, состояния, процессы, направления и особенности деятельности структур по связям с общественностью, их сотрудников в конкретных сферах общественных отношений и т.д.). Предмет исследования частично совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»). Именно предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы.
  • цель исследования представляет собой в самом сжатом виде тот результат (результаты), который должен быть получен в итоге исследования. Формулировку цели рекомендуется начинать со слов: «сформировать/создать», «разработать», «провести», «подготовить». Цель исследования – его ожидаемый результат, то есть решение практических задач и новые знания о рассматриваемом предмете исследования.
  • задачи работы (должно быть не менее четырех задач, но не более шести задач). Задачи отражают поэтапное достижение цели, при этом уточняют границы проводимого исследования.

Рекомендуется формулировать задачи с глаголов в форме перечисления: «изучить…», «выявить…», «проанализировать…», «разработать...», «описать…» и т.п. Заголовки вкр должны отражать суть поставленной задачи.

  • гипотеза исследования (в основном в работах магистров)-это предполагаемое решение проблемы. В ходе исследования гипотезу проверяют и либо подтверждают, либо опровергают.

Могут быть:

  1. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть (т. е. требующее верификации);
  2. вероятностное знание, научно обоснованная догадка по объяснению действительности;
  3. прогноз ожидаемого решения проблемы, ответ на вопрос, поставленный в задаче;
  4. условно-категорическое умозаключение по схеме «Если…, то…», основными элементами которого являются условие (причина) и результат (следствие).
  • теоретическая и методологическая база исследования.

В теоретической базе необходимо перечислить источники, которые использовались для написания работы. Например: «Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования … Практическая часть работы выполнялась на основании документов … (перечисляются конкретные документы)» или: «При написании выпускной квалификационной работы использовалась работы отечественных и зарубежных специалистов… Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы …». Возможно также указать учебные дисциплины, материалы которых были использованы при написании ВКР. Например: «При подготовке ВКР были использованы материалы таких учебных дисциплин, как “Технология конструкционных материалов”, “Экономика” “Начертательная геометрия”…». Можно также указать организацию, материалы которой используются при выполнении ВКР.

Методологическая база исследования должна содержать указание на методы и подходы, на которых основывается данная выпускная квалификационная работа.

  • методы исследования- обратить внимание на общенаучные методы, включающие эмпирические (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение), теоретические (формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному) и общелогические (анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование и др.) методы.

Также следует назвать конкретно-научные (частные) методы научного познания, представляющие собой специфические методы конкретных наук, – экономики, социологии, психологии, истории, логики и проч.

  • информационная база.

Информационной базой для разработки ВКР служат материалы, собранные студентом в процессе обучения в вузе, в ходе прохождения учебной и производственной практик, а также во время прохождения преддипломной практики. Дополнительная информационная база может включать информацию официальных статистических публикаций (например, Госкомстата России), материалы, получаемые из Интернета, информацию международных организаций и ассоциаций.

  • степень научной разработанности проблемы и научная новизна ВКР- состояние теоретической разработанности проблемы, анализ работ отечественных и зарубежных авторов, исследующих эту проблему. Здесь важно подчеркнуть исторические, экономические, политические или профессиональные явления, повлиявшие на выбор темы. Также в данной части введения проводится критический обзор современного состояния и освещения исследуемой темы в научной, профессиональной литературе и СМИ, обобщаются и оцениваются точки зрения различных авторов по теме исследования.

Научная новизна выявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений, обобщения опыта решения подобных проблем. Это принципиально новое знание, полученное в науке в ходе проведенного исследования (теоретические положения, впервые сформулированные и обоснованные, собственные методические рекомендации, которые можно использовать в практике). Научная новизна вкр может состоять:

  1. в изучении фактов и явлений с помощью специальных научных методов и междисциплинарных подходов;
  2. в изучении уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале;
  3. в переходе от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике;
  4. в изучении известных в науке явлений и процессов более совершенными методами;
  5. в сопоставлении, сравнительном анализе протекания процессов и явлений;
  6. в изменении условий протекания изучаемых процессов;
  7. в уточнении категориального аппарата дисциплины, определение типологии, признаков, специфики изучаемого явления.
  • практическая значимость отражается в практических рекомендациях или разработанном автором вкр проекте (как основная часть вкр), а также в выявлении важности решения избранной проблемы для будущей деятельности магистра по выбранному направлению подготовки.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы может заключаться в возможности:

  1. решения той или иной практической задачи в сфере профессиональной деятельности;
  2. проведения дальнейших научных исследований по теме ВКР;
  3. разработки конкретного проекта, направленного на интенсификацию работы исследуемой организации, предприятия и т. д.
  • апробация результатов исследования (здесь должны быть указаны выступления на научных конференциях, симпозиумах, форумах и т.п., а также даны ссылки на публикации студента, включенные в список использованных источников);

В силу ограниченности объема необходимо очень тщательно подойти к написанию введения, которое должно стать «визитной карточкой», кратко, но емко характеризующей работу. Во введение не включают схемы, таблицы, описания, рекомендации и т.п.