Chain v2
Материал из Department of Theoretical and Applied Mechanics
Версия от 18:55, 8 марта 2015; Wikiadmin (обсуждение | вклад) (Замена текста — «</source>» на «</syntaxhighligh>»)
Виртуальная лаборатория > Динамика одномерного кристалла > Цепь - версии > Chain v2
Скачать программу: Chain_v2_release.zip
Текст программы на языке JavaScript (разработчик Цветков Денис): <toggledisplay status=hide showtext="Показать↓" hidetext="Скрыть↑" linkstyle="font-size:default">
Файл "Chain_v2_release.js"
<syntaxhighlight lang="javascript" line start="1" enclose="div">
function MainChain(canvas) {
// Предварительные установки
var context = canvas.getContext("2d"); // на context происходит рисование document.oncontextmenu=function(e){return false}; // блокировка контекстного меню
var Pi = 3.1415926; // число "пи"
var m0 = 1; // масштаб массы var T0 = 1; // масштаб времени (период колебаний исходной системы) var a0 = 1; // масштаб расстояния (диаметр шара)
var k0 = 2 * Pi / T0; // масштаб частоты var C0 = m0 * k0 * k0; // масштаб жесткости
// *** Задание физических параметров ***
var Ny = 5; // Число шаров, помещающихся по вертикали в окно (задает размер шара относительно размера окна) var scale = canvas.height / Ny / a0; // масштабный коэффициент для перехода от расчетных к экранным координатам var m = 1 * m0; // масса var C = 1 * C0; // жесткость var num = 24; // начальное количество частиц
// *** Задание вычислительных параметров ***
var fps = 50; // frames per second - число кадров в секунду (качечтво отображения) var spf = 100; // steps per frame - число шагов интегрирования между кадрами (скорость расчета) var dt = 0.045 * T0 / fps; // шаг интегрирования (качество расчета)
// Выполнение программы
var w = canvas.width / scale; // ширина окна в расчетных координатах var h = canvas.height / scale; // высота окна в расчетных координатах
// Генерорование начальных условий
var balls; // массив шаров var uGraph; var vGraph; // переменные графиков var r, rScale, pDist, hC, steps; // описание дано далее var rScale13, rScaleShift; // ___в целях оптимизации___ MainChain.prototype.setNum = function(n){num = n}; // задать новое количество частиц MainChain.prototype.newSystem = function(conf){ MainChain.prototype.actualConf = conf; r = a0*10/num; // радиус частицы в расчетных координатах rScale = r * scale; // радиус частицы в экранных координатах pDist = w/num; // расстояние между шарами (в начальном положении) hC = h/2 * scale; // высота цепи rScale13 = rScale*1.3; // ___в целях оптимизации___ rScaleShift = rScale/5.0; // ___в целях оптимизации___ steps = 0; // количество шагов интегрирования
balls = []; for (var i = 1; i < num + 1; i++) { var b = [];
b.x0 = pDist*(0.5 + i-1); // расчетные координаты начального положения шара b.fx = 0; // сила, действующая на шар b.vx = 0; // скорость b.uu = 0; // расчетное смещение шара относительно начального положения
conf(b, i); // конфигурации начальных условий заданы ниже
b.xx = b.x0 + b.uu; // расчетные координаты положения шара b.x = b.xx*scale; // экранные координаты шара
balls[i] = b; // добавить элемент в конец массива }
// здесь задается периодическая система balls[0] = balls[num]; balls[num+1] = balls[1];
// уравновешивание суммарной скорости по оси х (чтобы частицы не улетали в сторону) var sumVx = 0; for (var i0 = 1; i0 < num+1; i0++) sumVx += balls[i0].vx; var vxAverage = sumVx/num; for (var i1 = 1; i1 < num+1; i1++) balls[i1].vx -= vxAverage;
// высота оси у на графике u(n) var sumVx2 = 0; for (var i2 = 1; i2 < num+1; i2++) sumVx2 += balls[i2].vx*balls[i2].vx; var sigma2 = sumVx2 / num; var omega2 = C/m; var yLabel = 2*Math.sqrt(sigma2/omega2) *(num/8); // в конце - коэффициент
uGraph = new TM_graph( // определить график "#uGraph", // на html-элементе #uGraph "n", "u", // подписи на осях null // в данном типе графика не используется ,-yLabel, +yLabel, yLabel/4 // мин. значение оси Y, макс. значение оси Y, шаг по оси Y );
vGraph = new TM_graph( // определить график "#vGraph", // на html-элементе #vGraph "n", "v", // подписи на осях null // в данном типе графика не используется ,-1.2, 1.2, 1.2/4 // мин. значение оси Y, макс. значение оси Y, шаг по оси Y ); };
// настройки для конфигураций var v0 = 1*a0/T0; // conf_random - начальный разброс скоростей var sinNum = 2; // conf_sin - количество периодов синуса в цепи var hillDiv = 1/4; // conf_hill - часть (доля) цепи, которую занимает "холм"
// конфигурации MainChain.prototype.conf_random = function(b){b.vx = v0*(2*Math.random()-1);}; MainChain.prototype.conf_sin = function(b, i){b.vx = Math.sin(2*Pi * i/num*sinNum);}; MainChain.prototype.conf_one = function(b, i){if (i == Math.ceil(num/2)) b.vx = 0.5; else b.vx = 0;}; MainChain.prototype.conf_stair2 = function(b, i){if (i%4 == 0 || (i-1)%4 == 0) b.vx = 1; else b.vx = 0;}; MainChain.prototype.conf_stair3 = function(b, i){if (i%6 == 0 || (i-1)%6 == 0 || (i-2)%6 == 0) b.vx = 1; else b.vx = 0;}; MainChain.prototype.conf_hill = function(b, i){ var nd2 = num*hillDiv/2; if (i <= nd2*2) b.vx = (nd2*nd2 - (i-nd2)*(i-nd2))/(nd2*nd2); else b.vx = 0; };
// Основной цикл программы
function control() { physics(); draw(); }
// Расчетная часть программы
function physics(){ for (var s=1; s<=spf; s++) {// то, что происходит каждый шаг времени for (var i=1; i<balls.length-1; i++){ balls[i].fx = C*(balls[i+1].uu - 2*balls[i].uu + balls[i-1].uu); balls[i].vx += balls[i].fx / m * dt; balls[i].xx += balls[i].vx * dt;
balls[i].x = balls[i].xx * scale; } // присваиваем новые перемещения for (var i2=1; i2 < balls.length-1; i2++) balls[i2].uu = balls[i2].xx - balls[i2].x0; } steps++;
// для графика создаем массив пар значений [x, y] var uData = []; var vData = []; for (var i0=1; i0<balls.length-1; i0++) uData[i0] = [i0, balls[i0].uu]; for (var i1=1; i1<balls.length-1; i1++) vData[i1] = [i1, balls[i1].vx];
if (steps % 4 == 0) uGraph.graph(uData); // подаем данные на график if (steps % 4 == 0) vGraph.graph(vData); // подаем данные на график }
// Рисование
function draw(){ context.clearRect(0, 0, w*scale, h*scale); // очистить экран for (var i = 0; i < balls.length; i++){ var b = balls[i];
// расчет градиента нужно проводить для каждого шара var gradient=context.createRadialGradient(b.x, hC, rScale13, b.x-rScaleShift, hC+rScaleShift,0); gradient.addColorStop(0,"#0000bb"); gradient.addColorStop(1,"#44ddff"); context.fillStyle=gradient;
context.beginPath(); context.arc(b.x, hC, r*scale,0,2*Math.PI); context.closePath(); context.fill(); } }
// Запуск системы
MainChain.prototype.newSystem(MainChain.prototype.conf_hill); setInterval(control, 1000/fps);
} </syntaxhighligh> Файл "Chain_v2_release.html" <syntaxhighlight lang="html" line start="1" enclose="div"> <!DOCTYPE html> <html> <head>
<title>Chain</title> <script src="Chain_v2_release.js"></script>
<script src="jquery.min.js"></script> <script src="TM_v2.js"></script> <script language="javascript" type="text/javascript" src="jquery.flot.js"></script> <script language="javascript" type="text/javascript" src="jquery.flot.axislabels.js"></script>
</head> <body>
<canvas id="canvasChain" width="800" height="100" style="border:1px solid #000000;"></canvas> <script type="text/javascript">var app = new MainChain(document.getElementById('canvasChain'));</script>
Конфигурации (наведите на кнопку,
чтобы увидеть описание):
<input type="button" title="Случайная скорость у каждой частички" style="width: 130px" name="" onclick="app.newSystem(app.conf_random);return false;" value="Random"/>
<input type="button" title="Начальная скорость частиц задается с помощью функции синуса" style="width: 130px" name="" onclick="app.newSystem(app.conf_sin);return false;" value="Sin"/>
<input type="button" title="Скорость равна 0 у всех частичек, кроме одной" style="width: 130px" name="" onclick="app.newSystem(app.conf_one);return false;" value="One particle shift"/>
<input type="button" title="Начальная скорость частиц задается ступеньками - две частички движутся, две не движутся" style="width: 130px" name="" onclick="app.newSystem(app.conf_stair2);return false;" value="Stairs (2 particles)"/>
<input type="button" title="Начальная скорость частиц задается ступеньками - три частички движутся, три не движутся" style="width: 130px" name="" onclick="app.newSystem(app.conf_stair3);return false;" value="Stairs (3 particles)"/>
<input type="button" title="Начальная скорость частиц задается холмом, холм занимает 1/4 часть цепи" style="width: 130px" name="" onclick="app.newSystem(app.conf_hill);return false;" value="Hill"/>
Количество частиц:
<input type="button" style="width: 30px" name="" onclick="app.setNum(12); app.newSystem(app.actualConf);return false;" value="12"/> <input type="button" style="width: 30px" name="" onclick="app.setNum(24); app.newSystem(app.actualConf);return false;" value="24"/> <input type="button" style="width: 30px" name="" onclick="app.setNum(48); app.newSystem(app.actualConf);return false;" value="48"/> <input type="button" style="width: 30px" name="" onclick="app.setNum(96); app.newSystem(app.actualConf);return false;" value="96"/>
</body> </html> </syntaxhighligh> </toggledisplay>