Моделирование кабель-троса в задаче буксировки методом сосредоточенных параметров
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
Автор работы: А.Д. Степанов
Руководитель: к.т.н., зам главного конструктора бортовых систем ЗАО "Транзас" В. М. Амбросовский
Содержание
Введение
Создание морских навигационных тренажеров, тренажеров маневрирования и управления движением судов, а так же создание отладочно-исследовательских стендов для настройки и исследования систем автоматического управления движением судов, требует наличия математических моделей, обеспечивающих моделирование судов и других морских подвижных объектов. Математические модели морских подвижных объектов, используемые в тренажерах и стендах должны обеспечивать необходимую точность и скорость формирования параметров движения морских подвижных объектов.
Одной из важных математических моделей, необходимых для морских тренажеров и стендов является математическая модель тросов или кабель-тросов, связывающих судно с буксируемым морским подвижным объектом или причалом.
Математические модели движения судов и описываются хорошо известными обыкновенными дифференциальными уравнениями. В отличии от этих моделей математическая модель связи, т.е. троса или кабель-троса, описывается уравнением в частных производных, что делает эту задачу более сложной.
Известны работы, в которых рассматривается задачи моделирования буксировочных тросов, связывающих буксир и буксируемое судно или задачи буксировки судном подводного аппарата. Однако в указанных работах не учитываются ограничения, связанные с конечной производительностью обычных компьютеров, используемых в тренажерах и стендах.
В настоящей работе рассмотрена задача разработки математической модели кабель-троса в задачи буксировки подводного заглубителя судном кабелеукладчиком для использования в морских тренажерах и стендах.
Постановка задачи
В работе рассматривается задача моделирования кабель-тороса, связывающего кабельное судно с подводным заглубителем, предназначенным для укладки кабеля с заглублением в грунт. Кабель-трос обеспечивает буксировку подводного заглубителя и подачу на него электропитания. Схематическое положение судна, подводного заглубителя и кабель-троса и их взаимодействие показано на рисунке:
Математическая модель движения кабельного судна в общем случае описывается обыкновенными нелинейными дифференциальными уравнениями вида \cite{lukomskiy}:
где
--- сила тяги двигателей, и --- сила гидродинамического и аэродинамического сопротивления соотвественно, --- сила, действующая со стороны кабель-троса. Аналогичным образом можно записать уравнение движения подводного заглубителя.Уравнение описывающее положение кабель-троса и значение вектора силы, приложенного к подводному заглубителю, в общем случае имеет вид \cite{suhorukov_dinam}:
С учетом определяющего соотношения для силы натяжения
, уравнение принимает вид волнового уравнения, являющимся частным случаем уравнения гиперболического типа.
Метод моделирования
В общем случае трос представляет собой весьма сложный нелинейный объект. Как было сказано, для решения поставленной задачи, можно использовать модель абсолютно гибкого растяжимого троса. Окружающей среда (морская вода) в рамках данной работы будет рассматриваться, как вязкая жидкость. Для конкретизации определяющих соотношений, надо принять следующие допущения:
- трос и любой его сегмент подчиняется закону Гука;
- можно пренебречь распределенными по длине троса крутящими моментами, которые возникают при действие на трос растягивающей силы\cite{kuvshin_monograf};
- обтекание кабель-троса потоком набегающей жидкости всегда считается ламинарным.
Эти предположения позволяют упростить уравнения и использовать метод сосредоточенных параметров.
Применение метода моделирования
Трос надо разбить на N элементов и N+1 узел. Нумерация узлов начинается с конца, соединенного с буксировщиком, первый элемент имеет номер N=1. Для разбиения выбирается длина
, на основании которой вычисляется количество узлов, далее находим N по формуле и жесткость . Параметры узлов вычисляются следующим образом: масса , объем и находятся площадь поверхности и площадь сечения .Уравнение движения узла
Для
можно записать определяющее соотношение в виде:
Природа возникновения двух составляющих сил гидродинамического сопротивления различна: силы, направленные по направляющему вектору элемента троса
объясняются возникновением трения вязкой жидкости о поверхность тела, силы направленные перпендикулярно этому вектору появляются из-за перепада давлений при поперечном обтекании цилиндра. Коэффициент сопротивления давления зависит от числа Рейнольдса, определяемого по формуле , и носит эксперементальный характер (см. \cite{prandtl} стр. 115, фиг. 58). Напротив, коэффициент сопротивления находится из решении задача Блазиуса по формуле (см. \cite{prandtl} стр. 113)
Где
--- кинематическая вязкость воды, --- скорость движения узла относительно воды.Для
определяющее соотношение выглядит следующим образом:
Здесь
--- жесткость рассматриваемого элемента, --- его начальная длина, а --- вектор, соединяющий соседние узлы. Жесткость можно найти по формуле
Таким образом, видно, что трос представляет собой упругий элемент реагирующий на растяжение согласно закону Гука и не реагирующий на сжатие.
Граничные условия
Для решения задачи используются силовые граничные условия. В выбранном методе моделирования постановка граничных условий сводится к заданию закона движения первому и последнему узлу, получившимся после разбиения.
Закон движения для первого узла, который оказывается связан с буксировщиком, принимается за закон движения буксировщика.
Т.к. элемент с номером
совпадает с буксируемым объектом, его закон движения выглядит следующим образом:
В данном уравнении впервые появляются параметры буксируемого объекта: $ m_{бо} $ --- его масса и $ \uf_{сопр} $ --- совокупная сила сопротивления, характерная только для объекта. Т.к. в решаемой задачи буксируемым объектом является подводный заглубитель, для нее было принято следующее выражение
--- весовой коэффициент, ---глубина рыхления, --- толщина плуга, --- вес подводного заглубителя в воде. Формально, смотря на уравнение \eqref{eq:bc_2} под надо понимать вес в воде заглубителя и связанного с ним узла троса, но добавкой в виде элемента троса можно пренебречь, т.к. она мала в сравнении с массой заглубителя.
Система координат
В задаче используется неподвижная система координат, связанная с землей.
- Ось X направлена на север (соотвествует базисному вектору );
- Ось Y направлена против действия силы тяжести(соотвествует базисному вектору );
- Ось Z образует с первыми двумя правую тройку (соотвествует базисному вектору ).
Результаты
Заключение
Список использованной литературы
- Л. Прандтль, О. Титьенс, Гидро- и аэродинамика Том 2, ОНТИ НКТП СССР, 1935.
- Г. Е. Кувшинов, Л. А. Наумов, К. В. Чупина, Системы управления глубиной погружения буксируемых объектов, Владивосток Дальнаука, 2005.
- А. Л. Сухоруков, Динамика тросовых систем, Санкт-Петербург, 2004.
- Ю. Г. Соловейчик, М. Э. Рояк, М. Г. Персова, Метод конечных элементов для скалярных и векторных задач, Новосибирск: НГТУ, 2007.
- Ю. И. Юдин, С. В. Пашенцев, В. В. Каян, Расчет усилий, действующих на объекты буксировки со стороны буксирной связи, Вестник МГТУ, том 16, №1, 2013.
- Iordan C. Matulea, Alexandru N stase, Nicoleta T lmaciu, Georgic Slamnoiu, A.M. Goncalves-Coelho, On the equilibrium configuration of mooring and towing cables, Applied Ocean Research, 2008.
- Ю. А. Лукомский, В. М. Корчанов, Управление морскими подвижными объектами, Санкт-Петербург, 1996.
- А. Н. Крылов, Собрание трудов, т. IX. Теория корабля, ч.2. М.-Л.: изд-во АН СССР, 1936-1949.
- П. П. Кульмач, Якорные системы удержания плавучих объектов, издательство <<Судостроение>>, 1980.
- W.Raman-Nair, R. E. Baddour, Three-dimensional coupled dynamics of a buoy and multiple mooring lines: formulation and algorithm, Oxford University Press, 2002.