Рихард фон Мизес

Материал из Department of Theoretical and Applied Mechanics
Перейти к: навигация, поиск
Имя Рихард Эдлер фон Мизес
Фото
Вилданов Владислав
Дата рождения 19.04.1883
Место рождения Лемберг, Австро-Венгрия
Дата смерти 14.07.1953
Место смерти Бостон, США
Гражданство США
Научная сфера Механика сплошных сред
Альма-матер Венский Технологический Институт]

Рихард Эдлер фон Мизес (нем. Richard Edler von Mises, 19 апреля 1883, Лемберг, Австро-Венгрия — 14 июля 1953, Бостон, США) — математик и механик австрийского происхождения; работы посвящены аэродинамике, прикладной механике, механике жидкостей, аэронавтике, статистике и теории вероятностей. В теории вероятностей предложил и отстаивал частотную концепцию понятия вероятности, ввёл в общее употребление интегралы Стилтьеса и первым разъяснил роль теории марковских цепей в физике; был невероятно динамическим человеком и в то же самое время удивительно универсальным, особенно хорошо сведущим в области технологии.

Краткая биография

  • Родился в Лемберге, Австро-Венгрия в семье Артура Эдлера фон Мизеса, доктора технических наук, работавшим экспертом в Австрийских государственных железных дорогах, и Адель фон Ландау.
  • В 1901 году окончил Академическую гимназию в Вене с отличием по латинскому языку и математике. В 1905 году окончил Венский технологический университет в области математики, физики и инженерии. После окончания университета работал ассистентом у немецкого математика Георга Гамеля в Брюнне.
  • В 1908 году получил докторскую степень в Вене с диссертацией «Определение массы маховика в кривошипно-шатунном механизме». В Брюнне прошёл процедуру «хабилитации» (за работу «Теория водяного колеса») для чтения лекций по инженерии.
  • В 1909 году, в возрасте 26 лет, становится профессором прикладной математики в Страсбурге и получает прусское гражданство. Его попытка устроиться на преподавательскую должность в Технологическом университете Брно была прервана Первой мировой войной.
  • В 1913 году в Страсбурге, Мизес присоединяется к австро-венгерской армии в качестве пилота-испытателя и инструктора.
  • В 1915 году под его руководством проходило создание самолёта с двигателем мощностью 600 л.с. (450 кВт), т. н. «самолёта Мизеса», для австрийской армии. Самолёт был закончен в 1916 году, но так ни разу и не принял участие в военных действиях.
  • В годы Первой мировой войны исследовал условия упругой устойчивости цилиндрических оболочек при совместном воздействии осевого и поперечного давления.
  • После войны Мизес становится заведующим кафедры гидродинамики и аэродинамики в Дрезденской высшей технической школе.
  • В 1919 году он становится директором нового Института прикладной математики при Берлинском университете, где одновременно имеет звание профессора.
  • Основатель и главный редактор (1921—1933) журнала «Zeitschrift für Angewandte Mathematik und Mechanik» («ZAMM»).
  • В 1933 году эмигрировал в Турцию, где он возглавил новосозданную кафедру чистой и прикладной математики в Стамбульском университете.
  • В 1939 году эмигрирует в США, где в 1944 году становится профессором аэродинамики и прикладной математики в Гарвардском университете.
  • В 1945 году дал усиленную формулировку принципа Сен-Венана.

Критерий пластичности

В 1913 году Мизесом и Губером был предложен критерий пластичности

[math]\sigma_i = \sigma_s[/math],

где [math]\sigma_s[/math] — предел текучести, [math]\sigma_i[/math] — интенсивность напряжений:

[math]\sigma_i = \sqrt{3J_2(\boldsymbol{\sigma})} = \sqrt{\frac{3 \mathsf{s}:\mathsf{s}}{2}} = \sqrt{\frac{(\sigma_{11} - \sigma_{22})^2 + (\sigma_{22} - \sigma_{33})^2 + (\sigma_{33} - \sigma_{11})^2 + 6(\sigma_{12}^2 + \sigma_{23}^2 + \sigma_{31}^2)}{2}}[/math],

где [math]\mathsf{s}[/math] - девиатор напряжений, [math]\sigma_{ij}[/math] - компоненты тензора напряжений.

Принцип максимума в пластичности

В 1913 г. сформулировал принцип максимума: «При заданном пластическом течении материала напряжения распределяются таким образом, что мощность пластического формоизменения принимает стационарное значение». Из этого принципа вытекает ассоциированный закон течения:

[math]\boldsymbol{\varepsilon} = \lambda \frac{\partial f}{\partial \boldsymbol{\sigma}}[/math],

где [math]\boldsymbol{\varepsilon}[/math] - тензор деформаций, [math]f(\boldsymbol{\sigma})=0[/math] - поверхность текучести