Мещерский 48.15
Материал из Department of Theoretical and Applied Mechanics
Задача: С помощью языка программирования JavaScript смоделировать колебания маятника, точка подвеса которого движется по заданному закону.
Выполнил: Троцкая Валерия, 23632/2
Решение
Код программы
Текст программы на языке JavaScript:
1 var renderer, scene, camera, stats, axes;
2 var control, controls, controls1, spotLight;
3 var plane1, plane2, plane3, block1, block2, torus, cube, arr1, arr2, arr3, arr4, cr1,cr2,cr3;
4 var dt = 1/60;
5 var g = 9.8;
6 var length = 30;
7 var cubeY = 25;
8 ///// ЗАДАНИЕ ПАРАМЕТРОВ, УКАЗАННЫХ В ЗАДАЧЕ /////
9
10 function init()
11 {
12 scene = new THREE.Scene(); // создаем сцену
13 camera = new THREE.PerspectiveCamera(45,window.innerWidth/window.innerHeight,0.1,1000); // создаем камеру
14
15 renderer = new THREE.WebGLRenderer();
16 renderer.setClearColor(0XEEEEEE,1);
17 renderer.setSize(window.innerWidth,window.innerHeight);
18 renderer.shadowMap.enabled=true;
19
20 axes = new THREE.AxisHelper(20); // создаем координатные оси
21 scene.add(axes);
22
23
24
25 control = new THREE.OrbitControls(camera,renderer.domElement);
26
27 controls = new function() // создаем переключатели, позволяющие изменять входные параметры
28 {
29 this.alpha = Math.PI/6;
30 this.blockRadius = 3;
31 this.m1 = 3;
32 this.m2 = 1;
33 this.animate = false;
34 this.showAcs = false;
35 this.reset = function() {
36 controls1.t = 0;
37 ReDraw();
38 }
39 }
40
41 controls1=new function() // вывод полученных в ходе решения задачи значений
42 {
43 this.t = 0.0;
44 this.a = (controls.m1*g*Math.sin(controls.alpha)-controls.m2*g)/(2*controls.m1+controls.m2);
45 }
46
47 var gui = new dat.GUI(); // позволяем менять каждый из параметров в определенном диапазоне, в случае изменения вызываем функцию, перестраивающую выводимую на экран картинку
48 gui.add(controls,'alpha', 0.1,Math.PI/3).onChange(controls.reset);
49 gui.add(controls,'m1',1,20).onChange(controls.reset);
50 gui.add(controls,'m2',1,20).onChange(controls.reset);
51 gui.add(controls, 'animate');
52 gui.add(controls, 'showAcs').onChange(ReDraw);
53 gui.add(controls, 'reset');
54 //gui.add(controls,'m',1,10).onChange(ReDraw);
55 gui.add(controls1, 't').listen();
56 gui.add(controls1, 'a').listen();
57
58 ambientLight=new THREE.AmbientLight(0x000000);
59 scene.add(ambientLight);
60 document.getElementById("WebGL").appendChild(renderer.domElement);
61 // Camera
62 camera.position.x = -30;
63 camera.position.y = 40;
64 camera.position.z = 80;
65 camera.lookAt(scene.position);
66 // Ligth
67 spotLight = new THREE.SpotLight( 0xffffff );
68 spotLight.position.set( -40, 80, 50 );
69 spotLight.castShadow = true;
70 scene.add(spotLight );
71
72 // Main Plane
73 var planeGeometry2 = new THREE.PlaneGeometry(length,20);
74 var planeMaterial2 = new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0x6F482A, side: THREE.DoubleSide});
75 plane1 = new THREE.Mesh(planeGeometry2,planeMaterial2);
76 plane1.rotation.x = -0.5*Math.PI;
77 plane1.position.x = -length/2;
78 plane1.position.y = 0;
79 plane1.position.z = 0;
80 plane1.receiveShadow = true;
81 scene.add(plane1);
82
83 // Third Plane
84 var planeGeometry2 = new THREE.PlaneGeometry(length,20,6,4);
85 var planeMaterial2 = new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0x6F482A, wireframe: true});
86 plane2 = new THREE.Mesh(planeGeometry2,planeMaterial2);
87 plane2.rotation.x = -0.5*Math.PI;
88 plane2.position.set(length/2,0,0);
89 scene.add(plane2);
90
91 stats = initStats();
92 Draw();
93 renderScene();
94
95 window.addEventListener('resize',onResize,false);
96 };
97
98 function ReDraw() // функция, перерисовывающая всю картинку
99 {
100 controls1.a = (controls.m1*g*Math.sin(controls.alpha)-controls.m2*g)/(2*controls.m1+controls.m2);
101 scene.remove(block1);
102 scene.remove(block2);
103 scene.remove(cube);
104 scene.remove(plane3);
105 scene.remove(torus);
106 scene.remove(cr1);
107 scene.remove(cr2);
108 scene.remove(cr3);
109 scene.remove(arr1);
110 scene.remove(arr2);
111 scene.remove(arr3);
112 scene.remove(arr4);
113 Draw();
114 }
115
116 function Draw()
117 {
118
119 // Second Plane
120 var planeGeometry3 = new THREE.PlaneGeometry(length/Math.cos(controls.alpha),20);
121 var planeMaterial3 = new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0x6F482A, wireframe: false, side: THREE.DoubleSide});
122 plane3 = new THREE.Mesh(planeGeometry3,planeMaterial3);
123 plane3.rotation.set(-0.5*Math.PI,-controls.alpha,0);
124 plane3.position.set(length/2,0.5*length*Math.tan(controls.alpha),0);
125 plane3.receiveShadow = true;
126 scene.add(plane3);
127 // Block1
128 block1 = new THREE.Mesh(new THREE.CylinderGeometry(controls.blockRadius,controls.blockRadius,3,32), new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0xA8A8A8, wireframe: false, side: THREE.DoubleSide}));
129 block1.rotation.set(-0.5*Math.PI,0,0);
130 block1.position.set(length,length*Math.tan(controls.alpha),0);
131 block1.castShadow = true;
132 scene.add(block1);
133 // Block2
134 block2 = new THREE.Mesh(new THREE.CylinderGeometry(controls.blockRadius,controls.blockRadius,3,32), new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0xA8A8A8, wireframe: false, side: THREE.DoubleSide}));
135 block2.rotation.set(-0.5*Math.PI,0,0);
136 block2.position.x = length/2-controls1.a*controls1.t*controls1.t*Math.cos(controls.alpha)*0.5;
137 block2.position.y = block2.position.x*Math.tan(controls.alpha)+controls.blockRadius/Math.cos(controls.alpha);
138 block2.castShadow = true;
139 scene.add(block2);
140 // Thorus
141 torus = new THREE.Mesh( new THREE.TorusGeometry( 6, 0.1, 16, 100, controls.alpha ), new THREE.MeshBasicMaterial( { color: 0xff0000 } ) );
142 torus.position.set(0,0,9.9)
143 scene.add(torus);
144 // Cube
145 cube = new THREE.Mesh(new THREE.BoxGeometry(4, 4, 4), new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0x7CA05A, wireframe: false}));
146 cube.position.set(length+controls.blockRadius,-cubeY+controls1.a*controls1.t*controls1.t,0);
147 scene.add(cube);
148 //More rope
149 cr1 = new THREE.Mesh(new THREE.CylinderGeometry(0.2,0.2,(length*Math.tan(controls.alpha)+cubeY),32), new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0x000000, wireframe: false}));
150 cr1.rotation.set(0,0,0);
151 cr1.position.set(length+controls.blockRadius, (length*Math.tan(controls.alpha)+cube.position.y)/2, 0);
152 cr1.scale.y = (length*Math.tan(controls.alpha)-cube.position.y)/(length*Math.tan(controls.alpha)+cubeY);
153 cr1.castShadow = true;
154 scene.add(cr1);
155
156 cr2 = new THREE.Mesh(new THREE.CylinderGeometry(0.2,0.2,1), new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0x000000, wireframe: false}));
157 cr2.rotation.set(0,0,-Math.PI/2+controls.alpha);
158 cr2.position.set((length+block2.position.x-controls.blockRadius*Math.sin(controls.alpha))/2,(length*Math.tan(controls.alpha)+block2.position.y+controls.blockRadius*Math.cos(controls.alpha))/2, 0);
159 cr2.scale.y = (length-block2.position.x-controls.blockRadius*Math.sin(controls.alpha))/Math.cos(controls.alpha);
160 cr2.castShadow = true;
161 scene.add(cr2);
162
163 function Curve2() {
164 THREE.Curve.call(this);
165 };
166 Curve2.prototype = Object.create(THREE.Curve.prototype);
167 Curve2.prototype.constructor = Curve2;
168 Curve2.prototype.getPoint = function(t) {
169 var tx = length+controls.blockRadius*Math.cos(controls.alpha+Math.PI*0.5-t*(controls.alpha+Math.PI*0.5));
170 var ty = length*Math.tan(controls.alpha)+controls.blockRadius*Math.sin(controls.alpha+Math.PI*0.5-t*(controls.alpha+Math.PI*0.5));
171 return new THREE.Vector3(tx,ty,0);
172 };
173 var path2 = new Curve2();
174 cr3 = new THREE.Mesh(new THREE.TubeGeometry(path2,20,0.2,8), new THREE.MeshBasicMaterial({color: 0x000000, wireframe: false}));
175 scene.add(cr3);
176
177 //arrows
178 arr1 = new THREE.Mesh(new THREE.CylinderGeometry(0.3,0.3,4,32), new THREE.MeshBasicMaterial({color: 0xff0000, wireframe: false}));
179 arr1.rotation.set(0,0,0);
180 arr1.position.set(length+controls.blockRadius,cube.position.y+controls.m2*2+controls1.a*2,0);
181 arr1.scale.y = controls1.a;
182 if (!controls.showAcs) {arr1.visible = false}
183 else {arr1.visible = true}
184 scene.add(arr1);
185 arr2 = new THREE.Mesh(new THREE.CylinderGeometry(0,0.7,Math.sign(controls1.a)*2,32), new THREE.MeshBasicMaterial({color: 0xff0000, wireframe: false}));
186 arr2.rotation.set(0,0,0);
187 arr2.position.set(length+controls.blockRadius,cube.position.y+controls.m2*2+controls1.a*4,0);
188 if (!controls.showAcs) {arr2.visible = false}
189 else {arr2.visible = true}
190 scene.add(arr2);
191 arr3 = new THREE.Mesh(new THREE.CylinderGeometry(0.3,0.3,4,32), new THREE.MeshBasicMaterial({color: 0xff0000, wireframe: true}));
192 arr3.rotation.set(0,0,-1.5*Math.PI+controls.alpha);
193 arr3.position.set(block2.position.x-Math.sign(controls1.a)*(controls.blockRadius)*Math.cos(controls.alpha)-controls1.a*2*Math.cos(controls.alpha),block2.position.y-Math.sign(controls1.a)*(controls.blockRadius)*Math.sin(controls.alpha)-controls1.a*2*Math.sin(controls.alpha),0);
194 arr3.scale.y = controls1.a;
195 if (!controls.showAcs) {arr3.visible = false}
196 else {arr3.visible = true}
197 scene.add(arr3);
198 arr4 = new THREE.Mesh(new THREE.CylinderGeometry(0,0.7,-Math.sign(controls1.a)*2,32), new THREE.MeshBasicMaterial({color: 0xff0000, wireframe: false}));
199 arr4.rotation.set(0,0,-Math.PI/2+controls.alpha);
200 arr4.position.set(block2.position.x-Math.sign(controls1.a)*(controls.blockRadius)*Math.cos(controls.alpha)-controls1.a*4*Math.cos(controls.alpha),block2.position.y-Math.sign(controls1.a)*(controls.blockRadius)*Math.sin(controls.alpha)-controls1.a*4*Math.sin(controls.alpha),0);
201 if (!controls.showAcs) {arr4.visible = false}
202 else {arr4.visible = true}
203 scene.add(arr4);
204
205 renderer.render(scene,camera);
206 }
207
208 function renderScene()
209 {
210 if((block2.position.y <= controls.blockRadius) || (cube.position.y >= length*Math.tan(controls.alpha)-controls.blockRadius) || (((block2.position.y-block1.position.y)*(block2.position.y-block1.position.y)+(block2.position.x-block1.position.x)*(block2.position.x-block1.position.x)) <= 4*controls.blockRadius*controls.blockRadius)) {
211 controls1.t = 0;
212 }
213 if (controls.animate)
214 {
215 controls1.t+=dt;
216 ReDraw();
217 }
218
219 stats.update();
220 requestAnimationFrame(renderScene);
221 renderer.render(scene,camera);
222 };
223
224 function initStats()
225 {
226 var stats=new Stats();
227 stats.setMode(0);
228 stats.domElement.style.position='0px';
229 stats.domElement.style.left='0px';
230 stats.domElement.style.top='0px';
231 document.getElementById("Stats-output").appendChild(stats.domElement);
232 return stats;
233 };
234
235 function onResize()
236 {
237 camera.aspect=window.innerWidth/window.innerHeight;
238 camera.updateProjectionMatrix();
239 renderer.setSize(window.innerWidth,window.innerHeight);
240 }
241
242 window.onload = init;
Возможности программы
- изменение угла наклона прямой
Решение частного случая
Условия задачи:
Точка подвеса маятника, состоящего из материальной точки массы
на нерастяжимой нити длины , движется по заданному закону по наклонной прямой, образующей угол с горизонтом. Составить уравнение движения маятника.Решение:
Кинетическая энергия маятника
, где . Здесь . Тогда квадрат скорости равен и кинетическая энергия равна соответственно Потенциальная энергия будет равнаУравнение Лагранжа для системы с одной степенью свободы имеет вид:
- Вычисляем производные, входящие в это уравнение
Подставим полученные производные в уравнение Лагранжа:
, поделим обе части уравнения на и получим