Простейшая колебательная система с двумя степенями свободы
Материал из Department of Theoretical and Applied Mechanics
Версия от 13:50, 15 декабря 2014; Валентина (обсуждение | вклад)
Виртуальная лаборатория > Интерактивная модель простейшей колебательной системы
Рассматривается простейшая колебательноя система, состоящая из двух тел разных масс и двух пружин разных жесткостей.
Скачать Vers21.rar.
Текст программы на языке JavaScript (разработчик Ванюшкина Валентина): <toggledisplay status=hide showtext="Показать↓" hidetext="Скрыть↑" linkstyle="font-size:default"> Файл "particle_in_well_2.js"
function MainParticle(canvas, canvas_gr, canvas_gr2) {
// Предварительные установки
var context = canvas.getContext("2d"); // на context происходит рисование
var context_gr = canvas_gr.getContext("2d"); // на context происходит рисование
var context_gr2 = canvas_gr2.getContext("2d");
// Задание констант
const Pi = 3.1415926; // число "пи"
const m0 = 1; // масштаб массы
const T0 = 1; // масштаб времени (период колебаний исходной системы)
const a0 = 1; // масштаб расстояния (диаметр шара)
const g0 = a0 / T0 / T0; // масштаб ускорения (ускорение, при котором за T0 будет пройдено расстояние a0)
const k0 = 2 * Pi / T0; // масштаб частоты
const C0 = m0 * k0 * k0; // масштаб жесткости
var scale1 = 0.2;
var scale2 = 0.2;
// *** Задание физических параметров ***
var xShift= 0;
const Ny = 15; // число шаров, помещающихся по вертикали в окно (задает размер шара относительно размера окна)
const Nx = 15; // число шаров, помещающихся по вертикали в окно (задает размер шара относительно размера окна)
const l1 = 15*a0; // длина первой пружины
const l2 = 5*a0; // длина второй пружины
var m1 = 5 * m0; // масса первого шара
var m2 = 10 * m0; // масса второго шара
const Cwall = 10 * C0; // жесткость стен
const r = 1 * a0; // радиус частицы в расчетных координатах
var c1 = 100; // "жесткость" пружинки 1
var c2 = 100; // "жесткость" пружинки 1
var vx0 = 0 * a0/T0; //начальная скорость
var delt = 0*a0; //начальное смещение
var E = 0; //энергия системы
var Vmax = 0; var Mmin = 0; var Vprov = 0;
//*** Передача значений слайдерам и текстовым окнам***
Text_delt.value = delt;
Text_m1.value = m1;
Text_m2.value = m2;
Text_c1.value = c1;
Text_c2.value = c2;
Slider_delt.min = -1;
Slider_delt.max = 1;
Slider_delt.step = 0.1;
Slider_delt.value = Text_delt.value;
Slider_m1.min = 0.1;
Slider_m1.max = 10;
Slider_m1.step = 0.1;
Slider_m1.value = Text_m1.value;
Slider_m2.min = 0.1;
Slider_m2.max = 10;
Slider_m2.step = 0.1;
Slider_m2.value = Text_m2.value;
Slider_c2.min = 1; Slider_c1.min = 1;
Slider_c2.max = 200; Slider_c1.max = 200;
Slider_c2.step = 1; Slider_c1.step = 1;
Slider_c2.value = Text_c2.value; Slider_c1.value = Text_c1.value;
Slider_delt.focus();
// *** Задание вычислительных параметров ***
const fps = 550; // frames per second - число кадров в секунду (качеcтво отображения)
const spf = 260; // steps per frame - число шагов интегрирования между кадрами (скорость расчета)
const dt = 0.01 * T0 / fps; // шаг интегрирования
// Задание констант для рисования
const scale = canvas.height / Ny / a0; // масштабный коэффициент для перехода от расчетных к экранным координатам
const scale_gr = canvas_gr.height / Ny / a0; // масштабный коэффициент для перехода от расчетных к экранным координатам
const scale_gr2 = canvas_gr2.height / Ny / a0;
var w = canvas.width / scale; // ширина окна в расчетных координатах
var h = canvas.height / scale; // высота окна в расчетных координатах
var w1 = canvas_gr.width / scale; // ширина окна в расчетных координатах
var h1 = canvas_gr.height / scale; // высота окна в расчетных координатах
// ------------------------------- Выполнение программы ------------------------------------------
// Добавление шара 1
var b = [];
var time = 1;
b.x = l1; b.y = h / 2; // расчетные координаты шара
b.x_ = b.x; b.y_ = b.y;
b.fx = 0; b.vx = 0; // начальная скорость
// Добавление шара 2
var c = [];
c.x = l2 + l1; c.y = h / 2; // расчетные координаты шара
c.x_ = c.x; c.y_ = c.y;
c.fx = 0; c.vx = 0; // начальная скорость
// центр рамки
var origin = [];
origin.x = w/2; origin.y = h/2;
// стенка
var wall1 = [];
wall1.x = w/2 - 9*a0; wall1.y = h/2;
// Основной цикл программы
setInterval(control, 1500 / fps); // функция control вызывается с периодом, определяемым вторым параметром
// ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
// --------------------------------- Определение всех функций -----------------------------------
// ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
// функция запускается при нажатии клавиши мыши
canvas.onmousedown = function(e)
{
var m = mouseCoords(e); // получаем координаты курсора мыши
context.clearRect(0, 0, w * scale, h* scale);
context_gr.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
context_gr2.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
context_gr.closePath();
context_gr2.closePath();
context.closePath();
context.fill();
var x = b.x*scale - m.x; // расстояние от центра шара до курсора по оси x
var y = b.y*scale - m.y; // расстояние от центра шара до курсора по оси y
var rLen2 = x * x + y * y; // квадрат расстояния между курсором и центром шара
//console.log(rLen2);
//console.log(100*r*r);
if (rLen2 <= 500 * r * r) // если курсор нажал на шар
{
xShift = b.x*scale - m.x; // сдвиг курсора относительно центра шара по x
canvas.onmousemove = mouseMove; // пока клавиша нажата - работает функция перемещения
}
}
// функция запускается при отпускании клавиши мыши
document.onmouseup = function()
{
canvas.onmousemove = null; // когда клавиша отпущена - функции перемещения нету
}
// функция запускается при перемещении мыши (много раз, в каждый момент перемещения)
// в нашем случае работает только с зажатой клавишей мыши
function mouseMove(e) {
context.clearRect(0, 0, w * scale, h* scale);
context_gr.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
context_gr2.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
var m = mouseCoords(e); // получаем координаты курсора мыши
b.x = (m.x + xShift)/scale;
delt = b.x - l1;
b.vx = 0; c.vx = 0;
console.log(b.x);
Text_delt.value = delt;
Slider_delt.value = Text_delt.value;
//var scale1 = 0.0000000002;
//var scale2 = 0.2;
}
// функция возвращает координаты курсора мыши
function mouseCoords(e) {
var m = [] ;
var rect = canvas.getBoundingClientRect();
m.x = e.clientX - rect.left;
m.y = e.clientY - rect.top;
return m;
}
// основная функция, вызываемая в программе
function control()
{
physics(); // делаем spf шагов интегрирование
draw();
draw_gr();
draw_gr2();
}
// Реакция на изменение значения в чекбоксе
this.set_delt = function(input)
{
delt = Number(input); //записываем значение начального смещения
time = 1;
b.x = l1 + delt; c.x = l1+l2; //изменение начальных координат шаров
b.x_ = b.x;
b.vx = 0; c.vx = 0; //задание начальных скоростей шаров
Text_delt.value = delt;
Slider_delt.value = Text_delt.value;
context.clearRect(0, 0, w * scale, h* scale);
context_gr.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
context_gr2.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
}
this.set_m1 = function(input)
{
m1 = Number(input);
time = 1;
context.clearRect(0, 0, w * scale, h* scale);
context_gr.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
context_gr2.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
}
this.set_c1 = function(input)
{
c1 = Number(input);
time = 1;
context.clearRect(0, 0, w * scale, h* scale);
context_gr.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
context_gr2.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
}
this.set_m2 = function(input)
{
m2 = Number(input);
time = 1;
context.clearRect(0, 0, w * scale, h* scale);
context_gr.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
context_gr2.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
}
this.set_c2 = function(input)
{;
c2 = Number(input);
time = 1;
context.clearRect(0, 0, w * scale, h* scale);
context_gr.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
context_gr2.clearRect(0, 0, w1 * scale_gr, h1 * scale_gr);
}
/*this.set_scale1 = function(input)
{
//scale1 = Number(input);
var Cmax = Math.max(c1, c2); var Mmax = Math.max(m1, m2);
scale1 = h*Mmax/(Cmax*delt);
console.log(scale1);
time = 1;
context.clearRect(0, 0, w * scale, h * scale);
context_gr.clearRect(0, 0, w * scale, h * scale);
context_gr2.clearRect(0, 0, w * scale, h * scale);
}
this.set_scale2 = function(input)
{
scale2 = Number(input);
time = 1;
context.clearRect(0, 0, w * scale, h * scale);
context_gr.clearRect(0, 0, w * scale, h * scale);
context_gr2.clearRect(0, 0, w * scale, h * scale);
}*/
// Функция, делающая spf шагов интегрирования
function physics()
{
b.x_ = b.x; b.vx_= b.vx; //записываем старые координаты и скорости
c.x_ = c.x; c.vx_= c.vx;
E_ = E;
for (var s = 1; s <= spf; s++)
{
b.vx += (c2*(-b.x + c.x - l2) - c1*(b.x - l1))/m1*dt; //расчет скорости первого шара
c.vx += -c2*(c.x - b.x - l2)/m2*dt; //расчет скорости второго шара
b.x += b.vx*dt; //расчет координаты первого шара
c.x += c.vx*dt; //расчет координаты второго шара
E = 0.5*(m1*b.vx*b.vx + m2*c.vx*c.vx)+0.5*c2*(c.x - b.x -l2)*(c.x - b.x -l2)+0.5*c1*(b.x-l1)*(b.x - l1); //рачсет энергии системы
//Vprov = Math.max(b.vx, c.vx);
//if ((Vprov) > Vmax) Vmax = b.vx;
}
time = time + 1;
}
// определение функций, рисующих частицу, стенки и графики
function draw() //функция, рисующая шары, стенку и пружины
{
context.clearRect(0, 0, w * scale, h * scale); // очистить экран
// линия, соединяющая первую частицу со стенкой
context.beginPath();
context.moveTo(b.x*scale, b.y*scale);
context.lineTo(wall1.x*scale, wall1.y*scale);
// линия, соединяющая первую частицу со второй
context.moveTo(b.x*scale, b.y*scale);
context.lineTo(c.x*scale, c.y*scale);
// стенка
context.moveTo(wall1.x*scale, (wall1.y + a0)*scale );
context.lineTo(wall1.x*scale, (wall1.y - a0)*scale );
context.closePath();
context.stroke();
// частица вторая
context.fillStyle = "red";
context.beginPath();
context.arc(c.x * scale, c.y * scale, 0.5*r * scale, 0, 2*Math.PI, false);
context.fill();
//частица первая
context.fillStyle = 'blue';
context.beginPath();
context.arc(b.x * scale, b.y * scale, 0.5*r * scale, 0, 2*Math.PI, false);
context.fill();
}
function draw_gr() // Определение функции, рисующей первый график
{
scale2 = h /5* delt;
Graph1(c, 'red'); //график для второго шара
Graph(b, 'blue'); //график для первого шара
GraphAxex('black'); //оси
}
function Graph(b, color)
{
context_gr.strokeStyle = color;
context_gr.beginPath();
context_gr.moveTo(time*scale2/3, (b.x-l1)*scale*2*scale2 + h1*scale/2);
context_gr.lineTo( (time+1)*scale2/3, (b.x_- l1)*scale*2*scale2 + h1*scale/2);
context_gr.stroke();
context_gr.closePath();
}
function GraphAxex(color)
{
context_gr.strokeStyle = color;
context_gr.beginPath();
// ось горизонтальная
context_gr.moveTo(w1/2*scale, 0);
context_gr.lineTo(w1/2*scale, h1*scale);
// ось вертикальная
context_gr.moveTo(0, (h1/2)*scale);
context_gr.lineTo((w1)*scale, (h1/2)*scale);
context_gr.closePath();
context_gr.stroke();
}
function Graph1(b, color)
{
context_gr.strokeStyle = color;
context_gr.beginPath();
context_gr.moveTo(time*scale2/3, (b.x-l1-l2)*scale*2*scale2 + scale*h1/2);
context_gr.lineTo( (time+1)*scale2/3, (b.x_- l1-l2)*scale*2*scale2 + scale*h1/2);
context_gr.stroke();
context_gr.closePath();
}
function draw_gr2() // Определение функции, рисующей второй график
{
var Mmax= Math.max(m1, m2);
scale1 = 6* (h1*Mmax)/( (c1+c2)*delt*delt);
GraphVel(b, 'blue'); //график для первого шара
GraphVel2(c, 'red'); //график для второго шара
GraphAxex2('black'); //оси
}
function GraphVel(b, color)
{
context_gr2.strokeStyle = color;
context_gr2.beginPath();
context_gr2.moveTo((b.x-l1)*2*scale1 + scale*w1/2, b.vx*scale1 + scale*h1/2 );
context_gr2.lineTo((b.x_- l1)*2*scale1 + scale*w1/2, b.vx_*scale1 + scale*h1/2);
context_gr2.closePath();
context_gr2.stroke();
}
function GraphVel2(b, color)
{
context_gr2.strokeStyle = color;
context_gr2.beginPath();
context_gr2.moveTo((b.x-l1-l2)*2*scale1 + scale*w1/2, b.vx*scale1 + scale*h1/2 );
context_gr2.lineTo((b.x_- l1-l2)*2*scale1 + scale*w1/2, b.vx_*scale1 + scale*h1/2);
context_gr2.closePath();
context_gr2.stroke();
}
function GraphAxex2(color)
{
context_gr2.strokeStyle = color;
context_gr2.beginPath();
// ось горизонтальная
context_gr2.moveTo(w1/2*scale, 0);
context_gr2.lineTo(w1/2*scale, h1*scale);
// ось вертикальная
context_gr2.moveTo(0, (h1/2)*scale);
context_gr2.lineTo((w1)*scale, (h1/2)*scale);
context_gr2.closePath();
context_gr2.stroke();
}
}
Файл "1_2.html"
<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
<title> Particle </title>
<script src="particle_in_well_2.js"></script>
</head>
<body>
<!-- Добавление области для рисования частицы -->
<canvas id="canvasBalls" width="800" height="300" style="border:1px solid #000000;"></canvas>
<!-- Добавление области для рисования графика -->
<div>
Координаты от времени:
<font color="#0000FF" size="5"><B>—</B></font> Первое тело
<font color="#FF0000" size="5"><B>—</B></font> Второе тело
</div>
<canvas id="canvasGraph" width="800" height="600" style="border:1px solid #000000;"></canvas>
<!-- Добавление чекбокса для ввода скорости частицы -->
<div>
Фазовая плоскость:
<font color="#0000FF" size="5"><B>—</B></font> Первое тело
<font color="#FF0000" size="5"><B>—</B></font> Второе тело
</div>
<canvas id="canvasGraph1" width="800" height="600" style="border:1px solid #000000;"></canvas>
<div>
delt =
<input id="Text_delt" style="width: 4.2ex;" required pattern="[-+]?([0-9]*\.[0-9]+|[0-9]+)" oninput="
if (!this.checkValidity()) return;
app.set_delt(this.value);
document.getElementById('Slider_delt').value = this.value;
">
<input type = "range" id="Slider_delt" style="width: 100px;" oninput="app.set_delt(this.value); document.getElementById('Text_delt').value = this.value;">
</I></font>
</div>
<!-- Масса 1 -->
<div>
m1 =
<input id="Text_m1" style="width: 4.2ex;" required pattern="[-+]?([0-9]*\.[0-9]+|[0-9]+)" oninput="
if (!this.checkValidity()) return;
app.set_m1(this.value);
document.getElementById('Slider_m1').value = this.value;
">
<input type = "range" id="Slider_m1" style="width: 100px;" oninput="app.set_m1(this.value); document.getElementById('Text_m1').value = this.value;">
</I></font>
</div>
<!-- Жесткость 1-->
<div>
c1 =
<input id="Text_c1" style="width: 4.2ex;" required pattern="[-+]?([0-9]*\.[0-9]+|[0-9]+)" oninput="
if (!this.checkValidity()) return;
app.set_c1(this.value);
document.getElementById('Slider_c1').value = this.value;
">
<input type = "range" id="Slider_c1" style="width: 100px;" oninput="app.set_c1(this.value); document.getElementById('Text_c1').value = this.value;">
</I></font>
</div>
<!-- Масса 2-->
<div>
m2 =
<input id="Text_m2" style="width: 4.2ex;" required pattern="[-+]?([0-9]*\.[0-9]+|[0-9]+)" oninput="
if (!this.checkValidity()) return;
app.set_m2(this.value);
document.getElementById('Slider_m2').value = this.value;
">
<input type = "range" id="Slider_m2" style="width: 100px;" oninput="app.set_m2(this.value); document.getElementById('Text_m2').value = this.value;">
</I></font>
</div>
<!--Жесткость 2 -->
<div>
c2 =
<input id="Text_c2" style="width: 4.2ex;" required pattern="[-+]?([0-9]*\.[0-9]+|[0-9]+)" oninput="
if (!this.checkValidity()) return;
app.set_c2(this.value);
document.getElementById('Slider_c2').value = this.value;
">
<input type = "range" id="Slider_c2" style="width: 100px;" oninput="app.set_c2(this.value); document.getElementById('Text_c2').value = this.value;">
</I></font>
</div>
<table>
<tr>
<td rowspan="4" style="width:200px" valign="top">
<div style="width:450px">
Номер эксперимента<br>(наведите на кнопку,чтобы увидеть описание):<br>
<input type="button" title="Одинаковые массы шаров и жесткости пружин" style="width: 40px" name="" onclick="app.set_c1(100); app.set_c2(100);app.set_m1(5);app.set_m2(5);app.set_delt(0);
document.getElementById('Slider_m2').value = 5;document.getElementById('Slider_m1').value = 5;document.getElementById('Slider_c1').value = 100;document.getElementById('Slider_c2').value = 100;
document.getElementById('Text_m2').value = 5;document.getElementById('Text_m1').value = 5;document.getElementById('Text_c1').value = 100;document.getElementById('Text_c2').value = 100;" value="1"/>
<input type="button" title="Одинаковые массы шаров, но жесткость первой пружины больше второй жесткости в 10 раз" style="width: 40px" name="" onclick="app.set_c1(100); app.set_c2(10);app.set_m1(5);app.set_m2(5);app.set_delt(0);
document.getElementById('Slider_m2').value = 5;document.getElementById('Slider_m1').value = 5;document.getElementById('Slider_c1').value = 100;document.getElementById('Slider_c2').value = 10;
document.getElementById('Text_m2').value = 5;document.getElementById('Text_m1').value = 5;document.getElementById('Text_c1').value = 100;document.getElementById('Text_c2').value = 10;" value="2"/>
<input type="button" title="Одинаковые массы шаров, но жесткость первой пружины больше второй жесткости в 100 раз" style="width: 40px" name="" onclick="app.set_c1(100); app.set_c2(1);app.set_m1(5);app.set_m2(5);app.set_delt(0);
document.getElementById('Slider_m2').value = 5;document.getElementById('Slider_m1').value = 5;document.getElementById('Slider_c1').value = 100;document.getElementById('Slider_c2').value = 1;
document.getElementById('Text_m2').value = 5;document.getElementById('Text_m1').value = 5;document.getElementById('Text_c1').value = 100;document.getElementById('Text_c2').value = 1;" value="3"/>
<input type="button" title="Одинаковые массы шаров, но жесткость второй пружины больше первой жесткости в 10 раз" style="width: 40px" name="" onclick="app.set_c1(10); app.set_c2(100);app.set_m1(5);app.set_m2(5);app.set_delt(0);
document.getElementById('Slider_m2').value = 5;document.getElementById('Slider_m1').value = 5;document.getElementById('Slider_c1').value = 10;document.getElementById('Slider_c2').value = 100;
document.getElementById('Text_m2').value = 5;document.getElementById('Text_m1').value = 5;document.getElementById('Text_c1').value = 10;document.getElementById('Text_c2').value = 100;" value="4"/>
<input type="button" title="Одинаковые массы шаров, но жесткость второй пружины больше первой жесткости в 100 раз" style="width: 40px" name="" onclick="app.set_c1(1); app.set_c2(100);app.set_m1(5);app.set_m2(5);app.set_delt(0);
document.getElementById('Slider_m2').value = 5;document.getElementById('Slider_m1').value = 5;document.getElementById('Slider_c1').value = 1;document.getElementById('Slider_c2').value = 100;
document.getElementById('Text_m2').value = 5;document.getElementById('Text_m1').value = 5;document.getElementById('Text_c1').value = 1;document.getElementById('Text_c2').value = 100;" value="5"/>
<input type="button" title="Масса первого шара больше массы второго шара в 10 раз, жесткости одинаковые" style="width: 40px" name="" onclick="app.set_c1(100); app.set_c2(100);app.set_m1(10);app.set_m2(1);app.set_delt(0);
document.getElementById('Slider_m2').value = 1;document.getElementById('Slider_m1').value = 10;document.getElementById('Slider_c1').value = 100;document.getElementById('Slider_c2').value = 100;
document.getElementById('Text_m2').value = 1;document.getElementById('Text_m1').value = 10;document.getElementById('Text_c1').value = 100;document.getElementById('Text_c2').value = 100;" value="6"/>
<input type="button" title="Масса первого шара больше массы второго шара в 100 раз, жесткости одинаковые" style="width: 40px" name="" onclick="app.set_c1(100); app.set_c2(100);app.set_m1(10);app.set_m2(0.1);app.set_delt(0);
document.getElementById('Slider_m2').value = 0.1;document.getElementById('Slider_m1').value = 10;document.getElementById('Slider_c1').value = 100;document.getElementById('Slider_c2').value = 100;
document.getElementById('Text_m2').value = 0.1;document.getElementById('Text_m1').value = 10;document.getElementById('Text_c1').value = 100;document.getElementById('Text_c2').value = 100;" value="7"/>
<input type="button" title="Масса второго шара больше массы первого шара в 10 раз, жесткости одинаковые" style="width: 40px" name="" onclick="app.set_c1(100); app.set_c2(100);app.set_m1(1);app.set_m2(10);app.set_delt(0);
document.getElementById('Slider_m2').value = 10;document.getElementById('Slider_m1').value = 1;document.getElementById('Slider_c1').value = 100;document.getElementById('Slider_c2').value = 100;
document.getElementById('Text_m2').value = 10;document.getElementById('Text_m1').value = 1;document.getElementById('Text_c1').value = 100;document.getElementById('Text_c2').value = 100;" value="8"/>
<input type="button" title="Масса второго шара больше массы первого шара в 100 раз, жесткости одинаковые" style="width: 40px" name="" onclick="app.set_c1(200); app.set_c2(200);app.set_m1(0.1);app.set_m2(10);app.set_delt(0);
document.getElementById('Slider_m2').value = 10;document.getElementById('Slider_m1').value = 0.1;document.getElementById('Slider_c1').value = 200;document.getElementById('Slider_c2').value = 200;
document.getElementById('Text_m2').value = 10;document.getElementById('Text_m1').value = 0.1;document.getElementById('Text_c1').value = 200;document.getElementById('Text_c2').value = 200;" value="9"/>
</div>
</td>
</tr><tr>
</tr>
</table>
<script type="text/javascript"> app = new MainParticle(document.getElementById('canvasBalls'),document.getElementById('canvasGraph'),document.getElementById('canvasGraph1'));</script>
</body>
</html>
</toggledisplay>