Википедия:Руководство для быстрого старта — различия между версиями
Wikiadmin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{shortcut|ВП:РДБС|ВП:СТАРТ}}__NOTOC__ {{ambox|text=Это краткое руководство позволит вам быстро создать и ...») |
(нет различий)
|
Текущая версия на 16:23, 18 ноября 2011
Это краткое руководство позволит вам быстро создать и правильно оформить вашу первую статью. Надеемся, что вы получите большое удовольствие от участия в проекте.
|
- Также есть альтернативный пошаговый мастер создания статей.
Быстрое создание новой статьи[править]
Введите название статьи в форму ниже и нажмите кнопку «Создание …». Если такой статьи ещё нет в Википедии, вам будет предложено её создать. Однако настоятельно рекомендуется сперва прочесть это руководство до конца. Дополнительная информация: как создать статью.
Шаг 1. Выберите тему для статьи[править]
Выберите тему, которая интересна именно вам. Тема должна представлять определённый общественный интерес — например, не имеет смысла писать статью о своей кошке или малоизвестной школьной рок-группе. В то же время, не стоит выбирать то, что общественно значимо или актуально, но лично вам не интересно — вряд ли вы сможете написать хорошую статью по неинтересной для вас тематике. Изначально вы не обязаны быть хорошо ознакомлены с выбранной темой, но должны иметь желание глубоко в ней разобраться. Неплохо бы сразу представлять себе, где взять достоверную информацию по теме: если такой информации не найдётся, статью написать будет нельзя. Статья, не удовлетворяющая критериям значимости, может быть выставлена на удаление.
См. подробнее, чем не является Википедия, и о необходимости источников информации.
Шаг 2. Поищите, существует ли уже такая статья[править]
Произведите поиск ключевых слов выбранной вами темы с помощью поля поиска. Если интересующая вас статья уже существует, то перейдите в неё, затем нажмите на вкладку «правка» вверху для внесения дополнений и исправлений.
Шаг 3. Выберите название для статьи[править]
Статьи Википедии именуются в именительном падеже и единственном числе, например: Крепостная башня, Домашняя собака.
- Статьи именуются в естественном (прямом) порядке: не «
башня крепостная», «собака домашняя».- Для статей о людях сделано исключение: их названия начинаются с фамилии, например: Лермонтов, Михаил Юрьевич; Шекспир, Уильям. При этом используется полное имя. Для людей, имеющих отчество, его обязательно указывать. Тем не менее, псевдонимы и имена вымышленных персонажей записываются в прямом порядке: Марк Твен, Гарри Поттер и т. д.
- Недопустимо писать букву «е» вместо «ё».
- Если название неоднозначно, то пишите пояснение в скобках, например: Агония (фильм), Москва (футбольный клуб).
- Не пугайтесь сложных правил именования: если вы ошибётесь, то опытные участники исправят название статьи.
Кстати, через 4 дня после регистрации вы сами получите техническую возможность переименовывать статьи.
См. подробнее об именовании статей в целом и именовании статей о персонах.
Шаг 4. Создайте статью[править]
Впишите нужное название в поле поиска и нажмите «ввод». На странице результатов поиска выберите ссылку «создать страницу …». Дополнительная информация: как создать статью.
Шаг 5. Правильно начните статью[править]
Статьи Википедии начинаются с повторения названия статьи и определения предмета статьи, например: «Диалекти́ческий материали́зм — философское учение, утверждающее…», «„Хе́ллоуин“ — знаменитый фильм ужасов…». В скобках можно указать происхождение термина. В статьях о персонах после имени нужно указать даты рождения и смерти в скобках: «Луи́ Жан Люмье́р (Шаблон:Lang-fr; 5 октября 1864, Безансон — 6 июня 1948, Бандоль) — изобретатель кинематографа, родоначальник французской…». Желательно также указывать оригинальное написание имён и места́ рождения и смерти, как в приведённом примере. Напоминаем, что в Википедии нельзя заменять букву «ё» на «е» (см. Википедия:Ё) и нельзя заменять тире «—» на дефис «-». Если вам понравится Википедия, потом вы сможете ознакомиться и с другими правилами типографики.
См. подробнее о разметке и стиле, типографике, статьях о персонах и статьях о фильмах.
Шаг 6. Напишите саму статью[править]
Рекомендуемый минимальный объём статьи — 500 символов. Слишком короткая статья, состоящая из одного-двух предложений, вероятнее всего будет удалена. Статья должна быть написана в научном, но доступном (т. н. научно-популярном) стиле. Кроме того, есть два наиважнейших принципа, которых нужно придерживаться при написании статей для Википедии:
- Нейтральная точка зрения (НТЗ). Принцип НТЗ означает, что материал статьи должен излагаться абсолютно непредвзято и полно, вы не можете выразить в статье своё личное отношение к предмету статьи. Если на какой-то вопрос существует несколько точек зрения, то все они должны быть в равной степени отражены в статье.
- Соблюдение авторских прав. Цель вики-сообщества — создание бесплатной и общедоступной энциклопедии. Поэтому в Википедию нельзя копировать тексты, изображения и другие ресурсы, защищённые авторским правом. Если правовой статус ресурса неизвестен, то его тоже нельзя копировать в Википедию. Сама Википедия доступна по лицензии «CC-BY-SA».
В категории избранных статей вы сможете найти отлично написанные и практически безупречно оформленные статьи из любых отраслей знаний. Это статьи, которые были избраны в качестве лучших — пользуйтесь ими как примерами.
См. подробнее про нейтральную точку зрения и авторские права.
Шаг 7. Укажите источники информации[править]
После окончания статьи создайте в конце раздел «Литература» и укажите там в виде списка те печатные источники, которыми вы пользовались (укажите названия, авторов, издательства, годы издания, количества страниц, желательно также номера ISBN). Затем создайте раздел «См. также», и укажите там в виде списка ссылок близкие по теме статьи Википедии. В самом конце статьи создайте раздел «Ссылки» и перечислите там страницы Интернета, откуда вы брали информацию.
См. подробнее об открытых источниках информации и открытых источниках изображений.
Шаг 8. Красиво и правильно оформите статью[править]
Вики-разметка очень проста:
- Для выделения текста жирным шрифтом обрамите текст тремя одинарными кавычками, вот так: «
'''жирный текст'''
». Жирным шрифтом выделяется только название статьи (см. Шаг 5) и ключевые термины и понятия. - Для курсива потребуются две одинарные кавычки: «
''курсив''
». Курсив используется для смыслового выделения важного текста, он читается несколько хуже и злоупотреблять им не стоит. - Названия разделов статьи ставятся на отдельной строке и обрамляются двумя (или тремя, четырьмя и т. д. для подразделов) знаками равенства, например: «
=== Шаг 8. Красиво и правильно оформите статью. ===
». - Абзацы в Википедии разделяются пустой строкой — просто оставьте пустую строку между абзацами.
- Списки делаются так: на каждой отдельной строке ставится символ «#» и затем следует пункт списка. Для ненумерованных списков вместо «#» используется «*», например:
-
* Пункт 1;
* Пункт 2;
* Пункт 3.
-
- Внутренние ссылки (ссылки на другие статьи Википедии) обрамляются конструкцией вида «[[Название целевой статьи|видимый текст ссылки]]», например:
[[Гипертекст|Внутренние ссылки]]
(см. начало пункта). Если текст ссылки совпадает с названием целевой статьи, то можно проще, например:В [[XX век]]е многое изменилось…
. Хорошая статья должна содержать не менее 3 ссылок в каждом абзаце. - Внешние ссылки (ссылки на другие сайты Интернета) оформляются таким образом:
[http://URL-адрес Видимый текст ссылки]
. Например:[http://gramota.ru/ Портал «Грамота.ру»]
. Но учтите, что в Википедии нельзя давать ссылки на платные ресурсы, и вообще реклама в Википедии строго запрещена.
Заключительным важным штрихом при оформлении текста статьи является проверка орфографии. Вы можете воспользоваться в справочных целях упомянутым порталом «Грамота.ру» или другими сайтами и инструментами. И, конечно, не забудьте, что под статьями Википедии нельзя подписываться.
См. подробнее о вики-разметке, стиле и специальных символах; а потренироваться можно в «песочнице».
Шаг 9. Категоризуйте статью[править]
Для облегчения поиска каждая статья Википедии относится к одной или нескольким категориям. Для отнесения статьи к категории нужно в конце (после «Ссылок») оставить пустую строку и затем на каждой новой строке указывать категории в двойных квадратных скобках после слова «Категория:». Например, [[Категория:Квантовая физика]]
или [[Категория:История России]]
. Статьи о персоналиях обязательно относятся к категории «Персоналии по алфавиту» ([[Категория:Персоналии по алфавиту]]
), а также к категориям по рождению и смерти (например, [[Категория:Родившиеся 2 июля]]
или [[Категория:Умершие в 1890 году]]
) и категориям по профессии и стране (например, [[Категория:Философы Великобритании]]
. Фильмы, компьютерные игры и романы категоризуются по годам выхода и жанрам (например, [[Категория:Романы 1910 года]]
, [[Категория:Фильмы 1977 года]]
или [[Категория:Фильмы ужасов]]
). Добавленные в статью категории видны в самом низу страницы.
Прежде чем указывать категорию в статье, проверьте, что такая категория существует. Все категории можно найти в дереве категорий.
Шаг 10. Установите интервики-ссылки[править]
Википедия — международная энциклопедия, имеющая разделы на десятках языков мира. Для связи статей на разных языках нужно создать интервику (ссылку на статью в иноязычной Википедии). Сделать это очень просто:
- Создайте статью на русском языке. Например, вы написали статью про квантовую механику и назвали ее «Квантовая механика».
- Найдите статьи с аналогичным названием в иноязычных разделах Википедии.
- Скопируйте название. В англоязычной Википедии это будет Quantum mechanics, в немецкоязычной Quantenmechanik. Если вы не знаете язык, то рекомендуется для перевода названия воспользоваться онлайн-переводчиком, после чего поискать полученный перевод в иноязычной вики. Если вы не уверены в правильности электронного перевода, не проставляйте интервику — это сделают другие участники.
- Вернитесь к правке вашей статьи. В самом конце статьи, после категорий, оставьте пустую строку, а затем на новой строке напишите конструкцию вида
[[код языка:Название статьи на иностранном языке]]
, где код языка — это en для английского, de для немецкого, fr для французского и т. д. Для статьи «Квантовая механика» получится, например:[[en:Quantum mechanics]]
или[[de:Quantenmechanik]]
. - Нажмите внизу кнопку «Записать страницу». Теперь ваша статья содержит интервики. Вы можете увидеть их непосредственно на странице вашей статьи: в столбце слева от текста статьи появится соответствующий язык, например, English, Deutsch, Français, 日本語 и т. д.
- Покликайте на интервики, чтобы убедиться в правильности ссылок.
Внимание! Не пытайтесь создавать интервику путем перевода названия заголовка вашей статьи. В случае, если соответствующей статьи в иноязычной Википедии не существует, ваша ссылка будет вести «в никуда». По этой причине вики-роботы уберут ее в течение нескольких дней. Кроме того, иноязычные пользователи не смогут увидеть несуществующую статью и не смогут заполнить ее содержанием.
Заключение[править]
Как уже говорилось, в категории избранных статей Википедии вы можете найти статьи, которые были избраны в качестве лучших и на несколько дней помещены на заглавную страницу. Лишь тот, кто сумел написать статью, затем ставшую избранной, может считать себя состоявшимся википедистом. Попробуйте написать статью такого качества и затем выдвигайте её в избранные.
Мы уверены, у вас всё получится!
И ещё несколько полезных ссылок:
- Википедия:Справка — полный список справочных ресурсов Википедии,
- Википедия:Форум — форум для общения википедистов,
- Википедия:Скайп — здесь можно узнать про Skype-чаты участников проекта,
- Википедия:ЧАВО — список часто задаваемых вопросов,
- Википедия:Администраторы — список администраторов, которым вы можете задать свои вопросы.
Если вам понравилась Википедия, то не забудьте порекомендовать её своим друзьям!