Мещерский 48.7 — различия между версиями
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''''Задача:''''' С помощью языка программирования JavaScript смоделировать планетарный механизм. | '''''Задача:''''' С помощью языка программирования JavaScript смоделировать планетарный механизм. | ||
− | |||
− | |||
Условие задачи 48.7: | Условие задачи 48.7: | ||
В планетарном механизме колесо с осью O1 неподвижно; к рукоятке O1O3 приложен вращающий момент M; механизм расположен в горизонтальной плоскости. Определить угловое ускорение рукоятки, считая колеса однородными дисками с одинаковыми массами m и радиусами r и пренебрегая массой рукоятки. | В планетарном механизме колесо с осью O1 неподвижно; к рукоятке O1O3 приложен вращающий момент M; механизм расположен в горизонтальной плоскости. Определить угловое ускорение рукоятки, считая колеса однородными дисками с одинаковыми массами m и радиусами r и пренебрегая массой рукоятки. | ||
− | == | + | == Программа == |
{{#widget:Iframe |url=http://tm.spbstu.ru/htmlets/KaloevaDiana/Me/Zad.html |width=900 |height=450 |border=0 }} | {{#widget:Iframe |url=http://tm.spbstu.ru/htmlets/KaloevaDiana/Me/Zad.html |width=900 |height=450 |border=0 }} | ||
+ | |||
+ | == Код программы == | ||
<div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
Строка 248: | Строка 248: | ||
* OrbitControls.js | * OrbitControls.js | ||
− | == | + | == Решение == |
− | + | Рассмотрим отдельно энергии: | |
− | + | ||
− | + | <math>T = T_2+T_3</math>, где <math>T_2</math> - кинетическая энергия второго диска, а <math>Т_3</math> - третьего диска. | |
− | + | ||
− | \ | + | Движение второго диска можно разделить на поступательное и вращательное: |
− | + | ||
+ | <math>T_2 = \frac{1}{2}mV_2^{2}+\frac{1}{2}I_2 ω_2^{2}</math> | ||
+ | |||
+ | <math>ω = \dot φ</math> | ||
+ | |||
+ | <math>V_2 = 2r\dot φ</math> | ||
+ | |||
+ | <math>ω_2 = \frac{V_2}{r} = 2\dot φ</math> | ||
+ | |||
+ | <math>T_2 = \frac{1}{2}m‧4r^{2}\dot φ^{2}+\frac{1}{2} \frac{1}{2}‧mr^{2}(2\dot φ)^{2} = 3mr^{2}\dot φ^{2}</math> | ||
+ | |||
+ | Движение третьего диска состоит только из поступательного движения: | ||
+ | |||
+ | <math>T_3 = \frac{1}{2}mV_3^{2}</math> | ||
+ | |||
+ | <math>V_2 = 4r\dot φ</math> | ||
+ | |||
+ | <math>T_3 = \frac{1}{2}m(4r\dot φ)^{2} = 8mr^{2}\dot φ^{2}</math> | ||
+ | |||
+ | В итоге получаем: | ||
+ | |||
+ | <math>T = 3mr^{2}\dot φ^{2} + 8mr^{2}\dot φ^{2} = 11mr^{2}\dot φ^{2}</math> | ||
+ | |||
+ | Используем уравнение Лагранжа 2 рода. Т.к. в данной системе отсутствует потенциальная энергия, уравнение имеет вид: | ||
+ | |||
+ | <math>\frac{d}{dt}\left(\frac{\partial T}{\partial\dot q_i}\right) - \frac{\partial T}{\partial q_i} = Q_φ</math> | ||
+ | |||
+ | Найдём отдельно: | ||
+ | |||
+ | <math>\frac{\partial T}{\partial\dot φ} = 22mr^{2}\dot φ^{2}</math> | ||
+ | |||
+ | <math>\frac{\partial T}{\partial φ} = 0 </math> | ||
+ | |||
+ | <math>\frac{d}{dt}\left(\frac{\partial T}{\partial\dot φ}\right) = 22mr^{2}\ddot φ^{2}</math> | ||
+ | |||
+ | <math>Q_φ = \frac{δA_φ}{δφ} = \frac{Mδφ}{δφ} = M</math>, где | ||
+ | |||
+ | <math>M</math> - момент. | ||
+ | |||
+ | Подставляем в уравнение Лагранжа: | ||
+ | |||
+ | <math>22mr^{2}\ddot φ^{2} = M</math> | ||
+ | |||
+ | <math>\ddot φ = ε</math> - угловая скорость. | ||
+ | |||
+ | Ответ: | ||
− | + | <math>ε = \frac{M}{22mr^{2}}</math> | |
− | |||
− | |||
− | |||
− |
Версия 21:06, 20 декабря 2017
Задача: С помощью языка программирования JavaScript смоделировать планетарный механизм.
Условие задачи 48.7: В планетарном механизме колесо с осью O1 неподвижно; к рукоятке O1O3 приложен вращающий момент M; механизм расположен в горизонтальной плоскости. Определить угловое ускорение рукоятки, считая колеса однородными дисками с одинаковыми массами m и радиусами r и пренебрегая массой рукоятки.
Программа
Код программы
Файл "Zad.js"
1 function main()//zadachA 48.7
2 {
3 var stats = initStats();
4
5 //Сцена
6 var scene = new THREE.Scene();
7
8 //Камера
9 var camera = new THREE.PerspectiveCamera(45, window.innerWidth / window.innerHeight , 0.1, 1000);
10
11 //Визуализатор
12 var webGLRenderer = new THREE.WebGLRenderer();
13 webGLRenderer.setClearColor(new THREE.Color(0xEEEEEE, 1.0));
14 webGLRenderer.setSize(window.innerWidth, window.innerHeight);
15 webGLRenderer.shadowMapEnabled = true;
16
17 var floorTex = THREE.ImageUtils.loadTexture("floor-wood.jpg")
18 var plane = new THREE.Mesh(new THREE.CubeGeometry(50, 25, 0.1, 30), new THREE.MeshPhongMaterial({color: 0x3c3c3c, map: floorTex}));
19
20 plane.rotation.x=-0.5*Math.PI;//Поворот
21 plane.position.y = -10;
22 plane.position.z = -14.5;
23 scene.add(plane);//Добавили плоскость
24 plane.receiveShadow = true;
25
26 var spotLight = new THREE.SpotLight( 0xffffff );
27 spotLight.position.set( 0, 200, 200 ); //-40, 60, -10
28 spotLight.castShadow = true;
29 scene.add(spotLight);
30
31 var ambientLight = new THREE.AmbientLight(0x0c0c0c);
32 scene.add(ambientLight);
33
34 //Неподвижный диск
35 var cylinder1 = createMesh(new THREE.CylinderGeometry(5, 5, 3, 30, 30));
36 cylinder1.rotation.x = -0.5*Math.PI;
37 cylinder1.castShadow = true;
38
39 //1 диск
40 var cylinder2 = createMesh(new THREE.CylinderGeometry(5, 5, 3, 30, 30));
41 cylinder2.position.x = 10;
42 cylinder2.rotation.x = -0.5*Math.PI;
43 cylinder2.castShadow = true;
44
45 //2 диск
46 var cylinder3 = createMesh(new THREE.CylinderGeometry(5, 5, 3, 30, 30));
47 cylinder3.position.x = 20;
48 cylinder3.rotation.x = -0.5*Math.PI;
49 cylinder3.castShadow = true;
50
51 //Рукоятка
52 var cylinder4 = createMesh(new THREE.CylinderGeometry(0.3, 0.3, 20, 30, 30));
53 cylinder4.position.x = 10;
54 cylinder4.position.z = 1.5;
55 cylinder4.rotation.z = -0.5*Math.PI;
56 cylinder4.castShadow = true;
57
58 //Опора неподвижного диска
59 var cylinder5 = createMesh(new THREE.CylinderGeometry(2, 2, 35, 4, 4));
60 cylinder5.position.y = -14.5;
61 cylinder5.position.z = -3.5;
62 cylinder5.rotation.y = 0.25*Math.PI;
63 cylinder5.castShadow = true;
64
65 //Перемычка
66 var cylinder6 = createMesh(new THREE.CylinderGeometry(0.3, 0.3, 3, 30, 30));
67 cylinder6.position.z = -1.5;
68 cylinder6.rotation.x = -0.5*Math.PI;
69
70 //Вектора скоростей
71 var vectorMaterial = new THREE.MeshLambertMaterial({color: 0x00ee22});
72
73 var vector1lineGeometry = new THREE.CylinderGeometry(0.1, 0.1, 10, 30, 30);
74 var vector1line = new THREE.Mesh(vector1lineGeometry, vectorMaterial);
75 vector1line.position.x = 20;
76 vector1line.position.y = 5;
77 vector1line.position.z = 1.5;
78
79 var vector1Geometry = new THREE.CylinderGeometry(0, 0.2, 1, 30, 30);
80 var vector1 = new THREE.Mesh(vector1Geometry, vectorMaterial);
81 vector1.position.x = 20;
82 vector1.position.y = 10;
83 vector1.position.z = 1.5;
84
85 var vector2lineGeometry = new THREE.CylinderGeometry(0.1, 0.1, 5, 30, 30);
86 var vector2line = new THREE.Mesh(vector2lineGeometry, vectorMaterial);
87 vector2line.position.x = 10;
88 vector2line.position.y = 2.5;
89 vector2line.position.z = 1.5;
90
91 var vector2Geometry = new THREE.CylinderGeometry(0, 0.2, 1, 30, 30);
92 var vector2 = new THREE.Mesh(vector2Geometry, vectorMaterial);
93 vector2.position.x = 10;
94 vector2.position.y = 5.5;
95 vector2.position.z = 1.5;
96
97 //Группа подвижных объектов
98 var group1 = new THREE.Object3D();
99 group1.add(cylinder2);
100 group1.add(cylinder3);
101 group1.add(cylinder4);
102 group1.add(vector1line);
103 group1.add(vector1);
104 group1.add(vector2line);
105 group1.add(vector2);
106 group1.position.y = 22;
107 scene.add(group1);
108
109 //Группа неподвижных объектов
110 var group2 = new THREE.Object3D();
111 group2.add(cylinder1);
112 group2.add(cylinder5);
113 group2.add(cylinder6);
114 group2.position.y = 22;
115 scene.add(group2);
116
117 function createMesh(geom) {
118 var texture = THREE.ImageUtils.loadTexture("bathroom.jpg")
119 var mat = new THREE.MeshPhongMaterial();
120 mat.map = texture;
121
122 var mesh = new THREE.Mesh(geom, mat);
123
124 return mesh;
125 }
126
127 camera.position.x = -150;
128 camera.position.y = 180;
129 camera.position.z = 200;
130 camera.lookAt(scene.position);//Камера смотрит на сцену
131
132 $("#WebGL-output").append(webGLRenderer.domElement);
133 webGLRenderer.render(scene, camera);
134
135 //Контроль камеры
136 cameraControls = new THREE.OrbitControls(camera, webGLRenderer.domElement);
137 cameraControls.maxDistance = 150;
138 cameraControls.minDistance = 0.5;
139 cameraControls.update();
140
141 var controls = new function() {
142 this.Massa = 25;
143 this.Moment = 5;
144 this.Radius = 1;
145 this.Boost = this.Moment/(22*this.Massa*this.Radius*this.Radius);
146 this.Stop = function() {
147 this.Moment = 0;
148 }
149 this.Redraw = function(){
150 step = 0;
151
152 this.Radius = 1;
153
154 cylinder2.rotation.y = 0;
155 cylinder3.rotation.y = 0;
156 group1.rotation.z = 0;
157 }
158
159
160 var gui = new dat.GUI();
161 gui.add(controls, 'Massa',0,50);
162 gui.add(controls, 'Moment',0,20);
163 gui.add(controls, 'Radius',0.1,10).onChange(function (e) {
164 cylinder1.scale.set(e, 1, e)
165 cylinder2.scale.set(e, 1, e)
166 cylinder3.scale.set(e, 1, e)
167 cylinder2.position.set(e*10, 0, 0)
168 cylinder3.position.set(e*20, 0, 0)
169 cylinder4.scale.set(e, e, e)
170 cylinder4.position.set(e*10, 0, 1.5)
171
172 vector1line.scale.set(1, e, 1)
173 vector1.scale.set(1, e, 1)
174 vector1line.position.set(e*20, e*5, 1.5)
175 vector1.position.set(e*20, e*10, 1.5)
176
177 vector2line.scale.set(1, e, 1)
178 vector2.scale.set(1, e, 1)
179 vector2line.position.set(e*10, e*2.5, 1.5)
180 vector2.position.set(e*10, e*5, 1.5)
181 });
182 gui.add(controls, 'Boost').listen();
183 gui.add(controls, 'Stop');
184 gui.add(controls, 'Redraw');
185
186 var step = 0;
187
188 function render() {
189 stats.update();
190 requestAnimationFrame(render);
191 webGLRenderer.render(scene, camera);
192 if (step<50){
193 step += 0.01;
194
195 controls.Boost = controls.Moment/(22*controls.Massa*controls.Radius*controls.Radius);
196
197 cylinder2.rotation.y -= 1/4*controls.Boost*step*step;
198 cylinder3.rotation.y += 1/4*controls.Boost*step*step;
199 group1.rotation.z += 1/4*controls.Boost*step*step;
200 }
201 else {
202 step = 50
203
204 controls.Boost = controls.Moment/(22*controls.Massa*controls.Radius*controls.Radius);
205
206 cylinder2.rotation.y -= 1/4*controls.Boost*step*step;
207 cylinder3.rotation.y += 1/4*controls.Boost*step*step;
208 group1.rotation.z += 1/4*controls.Boost*step*step;
209 }
210 }
211
212 render();
213
214 function initStats() {
215 var stats = new Stats();
216 stats.setMode(0); // 0: fps, 1: ms
217 stats.domElement.style.position = 'absolute';
218 stats.domElement.style.left = '0px';
219 stats.domElement.style.top = '0px';
220 $("#Stats-output").append(stats.domElement);
221 return stats;
222 }
223 }
Используемые библиотеки
- three.js
- jquery-1.9.0.js
- stats.js
- dat.gui.js
- OrbitControls.js
Решение
Рассмотрим отдельно энергии:
, где - кинетическая энергия второго диска, а - третьего диска.
Движение второго диска можно разделить на поступательное и вращательное:
Движение третьего диска состоит только из поступательного движения:
В итоге получаем:
Используем уравнение Лагранжа 2 рода. Т.к. в данной системе отсутствует потенциальная энергия, уравнение имеет вид:
Найдём отдельно:
, где
- момент.
Подставляем в уравнение Лагранжа:
- угловая скорость.
Ответ: