Потенциал Морзе — различия между версиями

Материал из Department of Theoretical and Applied Mechanics
Перейти к: навигация, поиск
м
Строка 33: Строка 33:
 
Файл '''"MLJ.js"'''
 
Файл '''"MLJ.js"'''
 
<source lang="javascript" first-line="1">
 
<source lang="javascript" first-line="1">
// Сравнение взаимодействий Морзе и Леннард-Джонса
+
// Сравнение взаимодействий Морзе и Леннард-Джонса  
// Разработчик А. М. Кривцов
+
// Разработчики А.М. Кривцов и Д.В. Цветков
// 01.05.2014 - 04.05.2014
+
// 16.05.2014
 
// Интернет: tm.spbstu.ru/Morse
 
// Интернет: tm.spbstu.ru/Morse
  
function MainMLJ(canvas_1, canvas_2, Slider_01, Text_01) {
+
function MainMorse(canvas_1, canvas_2) {
  
 
     // Предварительные установки
 
     // Предварительные установки
Строка 59: Строка 59:
 
     // Задаваемые параметры
 
     // Задаваемые параметры
 
    
 
    
     var kappa = 6;  // безразмерный параметр взаимодействия Морзе
+
     var kappa = 6;  // параметр взаимодействия Морзе
    const fps = 50;                        // frames per second - число кадров в секунду (качество отображения)
 
  
 
     // Область построения графика
 
     // Область построения графика
     const x_min = 0.1 * a;   
+
     const x_min = 0.3 * a;   
 
     const x_max = 2.5 * a;
 
     const x_max = 2.5 * a;
 
     const y_min_1 = -1.5 * D;     
 
     const y_min_1 = -1.5 * D;     
 +
    const y_min_2 = -1.5 * P;   
 +
 
     const y_max_1 = -y_min_1;     
 
     const y_max_1 = -y_min_1;     
    const y_min_2 = -1.5 * P;   
 
 
     const y_max_2 = -y_min_2;     
 
     const y_max_2 = -y_min_2;     
 
 
 +
const N = X_max;                // число точек по оси x
 +
const dx = x_max / N;            // шаг по оси x
 +
const sx = X_max / x_max;        // масштаб по оси x
 +
 +
var y_min;   
 +
var y_max;   
 +
var sy; // масштаб по оси y
 +
var Y0;  // положение 0 оси y в экранных координатах
 +
var context;  // на context происходит рисование
 +
 
// Установка флажков чекбоксов
 
// Установка флажков чекбоксов
 
var LJ_flag = true;
 
var LJ_flag = true;
 
var Morse_flag = true;       
 
var Morse_flag = true;       
  
     // настройка слайдеров и текстовых полей
+
     Slider_02.min = 2;     
    Slider_01.min = 2;      // лучше было бы взять Slider_01.min = b, но b не кратно значению Slider_01.step, что портит слайдер
+
     Slider_02.max = 18;
     Slider_01.max = 18;
+
     Slider_02.step = 0.1;
     Slider_01.step = 0.1;
+
     Slider_02.value = kappa;     
     Slider_01.value = kappa;    // значение ползунка должно задаваться после min, max и step
+
     Text_02.value = kappa;
     Text_01.value = kappa;
+
   
+
draw();
draw_1(); draw_2();
 
  
 
     // функция, запускающаяся при перемещении слайдера
 
     // функция, запускающаяся при перемещении слайдера
     this.set_01 = function(input)  
+
     this.set_02 = function(input) { kappa = Number(input); draw(); }
{  
 
kappa = input; // input - значение на слайдере
 
draw_1(); draw_2();
 
}  
 
 
      
 
      
 
// Функции, запускающиеся при изменении элементов управления
 
// Функции, запускающиеся при изменении элементов управления
 +
    this.setCheckbox_01 = function(bool) {LJ_flag = bool; draw(); }
 +
this.setCheckbox_02 = function(bool) {Morse_flag = bool; draw(); }
  
    this.setCheckbox_01 = function(bool) {LJ_flag = bool; draw_1(); draw_2(); }
+
// Отображение
this.setCheckbox_02 = function(bool) {Morse_flag = bool; draw_1(); draw_2(); }
 
 
    // Отображение
 
 
 
 +
function draw()
 +
{
 +
draw_1();
 +
draw_2();
 +
}
 +
 
function draw_1()
 
function draw_1()
 
     {
 
     {
 
  // Расчет параметров графики
 
  // Расчет параметров графики
 
 
const y_min = y_min_1;     
+
y_min = y_min_1;     
const y_max = y_max_1;     
+
y_max = y_max_1;     
 
 
const N = X_max;                // число точек по оси x
+
sy = Y_max / (y_max - y_min); // масштаб по оси y
const dx = x_max / N;            // шаг по оси x
+
Y0 = Y_max + y_min * sy; // положение 0 оси y в экранных координатах
const sx = X_max / x_max;        // масштаб по оси x
 
const sy = Y_max / (y_max - y_min); // масштаб по оси y
 
const Y0 = Y_max + y_min * sy; // положение 0 оси y в экранных координатах
 
  
var context = canvas_1.getContext("2d"); // на context происходит рисование
+
context = canvas_1.getContext("2d"); // на context происходит рисование
  
context.clearRect(0, 0, X_max, Y_max);   // очистить экран
+
context.clearRect(0, 0, X_max, Y_max); // очистить экран
 
          
 
          
 
         // Горизонтальная ось
 
         // Горизонтальная ось
Строка 140: Строка 147:
 
         context.fillText("-D", 3, Y0 + D * sy - 5);
 
         context.fillText("-D", 3, Y0 + D * sy - 5);
  
        // График (потенциал Леннард-Джонса)
+
// Графики потенциалов
        context.strokeStyle = 'black';
+
Graph(U_LJ, LJ_flag, 'grey');
        context.beginPath();
+
Graph(U_Morse, Morse_flag, 'magenta');
        if (LJ_flag)
 
for (var x = x_min; x < x_max; x+=dx)
 
        {
 
            var y = U_LJ(x);
 
           
 
            var X = x * sx;
 
            var Y = Y0 - y * sy;
 
 
 
            if (x == x_min) context.moveTo(X, Y);
 
            else            context.lineTo(X, Y);
 
        }
 
        context.stroke();
 
 
 
        // График (потенциал Морзе)
 
        context.strokeStyle = 'blue';
 
        context.beginPath();
 
if (Morse_flag)
 
        for (var x = x_min; x < x_max; x+=dx)
 
        {
 
            var y = U_Morse(x);
 
           
 
            var X = x * sx;
 
            var Y = Y0 - y * sy;
 
 
 
            if (x == x_min) context.moveTo(X, Y);
 
            else            context.lineTo(X, Y);
 
        }
 
        context.stroke();
 
 
}
 
}
  
Строка 177: Строка 156:
 
  // Расчет параметров графики
 
  // Расчет параметров графики
 
 
const y_min = y_min_2;     
+
y_min = y_min_2;     
const y_max = y_max_2;     
+
y_max = y_max_2;     
 
 
const N = X_max;                // число точек по оси x
+
sy = Y_max / (y_max - y_min); // масштаб по оси y
const dx = x_max / N;            // шаг по оси x
+
Y0 = Y_max + y_min * sy; // положение 0 оси y в экранных координатах
const sx = X_max / x_max;        // масштаб по оси x
 
const sy = Y_max / (y_max - y_min); // масштаб по оси y
 
const Y0 = Y_max + y_min * sy; // положение 0 оси y в экранных координатах
 
  
var context = canvas_2.getContext("2d"); // на context происходит рисование
+
context = canvas_2.getContext("2d"); // на context происходит рисование
  
context.clearRect(0, 0, X_max, Y_max);         // очистить экран
+
context.clearRect(0, 0, X_max, Y_max); // очистить экран
 
          
 
          
 
         // Горизонтальная ось
 
         // Горизонтальная ось
Строка 216: Строка 192:
 
         context.fillText("b", b * sx - 3, Y0 - 3);
 
         context.fillText("b", b * sx - 3, Y0 - 3);
 
         context.fillText("-P", 3, Y0 + P * sy - 5);
 
         context.fillText("-P", 3, Y0 + P * sy - 5);
        var dX = 0, dY = 0;
+
 +
// Графики сил
 +
Graph(F_LJ, LJ_flag, 'g');
 +
Graph(F_Morse, Morse_flag, 'magenta');
 +
}
  
        // График (полная сила Леннард-Джонса)
+
// Построение графика функции
        context.strokeStyle = 'black';
+
        context.beginPath();
+
function Graph(F, flag, color)
        if (LJ_flag)
+
{
        for (var x = x_min; x < x_max; x+=dx)
+
if (!flag) return;
        {
+
            var y = F_LJ(x);
+
context.strokeStyle = color;
           
+
context.beginPath();
            var X = x * sx;
 
            var Y = Y0 - y * sy;
 
 
 
            if (x == x_min) context.moveTo(X, Y);
 
            else            context.lineTo(X, Y);
 
        }
 
        context.stroke();
 
 
 
        // График (полная сила Морзе)
 
        context.strokeStyle = 'blue';
 
        context.beginPath();
 
        if (Morse_flag)
 
 
for (var x = x_min; x < x_max; x+=dx)
 
for (var x = x_min; x < x_max; x+=dx)
        {
+
{
            var y = F_Morse(x);
+
var y = F(x);
           
+
var X = x * sx;  
            var X = x * sx;  
+
var Y = Y0 - y * sy;  
            var Y = Y0 - y * sy;  
 
  
            if (x == x_min) context.moveTo(X, Y);
+
if (Y > -Y_max) context.lineTo(X, Y); // Графика, сильно выходящяя за границы области, отключается
            else            context.lineTo(X, Y);
+
}
        }
+
context.stroke();
        context.stroke();
+
}
}
 
  
 
     // Потенциал Морзе
 
     // Потенциал Морзе
Строка 286: Строка 252:
 
         return P0 * s4 * s4 * (s4 * s2 - 1) * r;
 
         return P0 * s4 * s4 * (s4 * s2 - 1) * r;
 
     }
 
     }
 +
 
}
 
}
 +
 
</source>
 
</source>
 
Файл '''"MLJ.html"'''
 
Файл '''"MLJ.html"'''
Строка 294: Строка 262:
 
<head>
 
<head>
 
     <meta charset="UTF-8" />
 
     <meta charset="UTF-8" />
     <title>Morse & Lennard-Jones</title>
+
     <title>LJ & Morse Interaction</title>
 
     <script src="MLJ.js"></script>
 
     <script src="MLJ.js"></script>
 
</head>
 
</head>
Строка 301: Строка 269:
 
     <canvas id="canvasGraph_2" width="800" height="300" style="border:1px solid #000000;"></canvas>
 
     <canvas id="canvasGraph_2" width="800" height="300" style="border:1px solid #000000;"></canvas>
  
  <!--Чекбоксы-->
+
  <!--Выбор графика (чекбоксы)-->
 
<div>
 
<div>
 
         Взаимодействие:
 
         Взаимодействие:
<font color="#000000" size="5"><B>—</B></font>
+
<font color="#000000" size="5"><B>—</B></font>
<input type="checkbox" id="checkbox_01" name="" onchange="app.setCheckbox_01(this.checked);" checked/>Леннард-Джонса,
+
<input type="checkbox" id="checkbox_01" name="" onchange="app.setCheckbox_01(this.checked);" checked/>Леннард-Джонса,
 
         <font color="#0000ff" size="5"><B>—</B></font>
 
         <font color="#0000ff" size="5"><B>—</B></font>
<input type="checkbox" id="checkbox_02" name="" onchange="app.setCheckbox_02(this.checked);" checked/>Морзе
+
<input type="checkbox" id="checkbox_02" name="" onchange="app.setCheckbox_02(this.checked);" checked/>Морзе:
    </div>
+
<font face= "Times New Roman"><I>
 
+
αa =
    <!--слайдер-->
+
<input id="Text_02" style="width: 4.2ex;" required pattern="[-+]?([0-9]*\.[0-9]+|[0-9]+)" oninput="
    <div>Безразмерный параметр потенциала Морзе:
 
        <input type="range" id="Slider_01" style="width: 150px;" oninput="app.set_01(this.value); document.getElementById('Text_01').value = this.value;">
 
        <font face= "Times New Roman"><I>αa</I> =
 
        <input id="Text_01" style="width: 4.2ex;" required pattern="[-+]?([0-9]*\.[0-9]+|[0-9]+)" oninput="
 
            // если введено не число - строка не пройдет валидацию по паттерну выше, и checkValidity() вернет false
 
 
             if (!this.checkValidity()) return;
 
             if (!this.checkValidity()) return;
             app.set_01(this.value);
+
             app.set_02(this.value);
             document.getElementById('Slider_01').value = this.value;
+
             document.getElementById('Slider_02').value = this.value;
 
         ">
 
         ">
    </font></div>
+
<input type="range" id="Slider_02" style="width: 100px;" oninput="app.set_02(this.value); document.getElementById('Text_02').value = this.value;">
    <br>
+
</I></font>
   
+
</div>
    <script type="text/javascript">var app = new MainMLJ(document.getElementById('canvasGraph_1'), document.getElementById('canvasGraph_2'),
+
            document.getElementById('Slider_01'), document.getElementById('Text_01'));</script>
+
<script type="text/javascript">var app = new MainMorse(
 +
document.getElementById('canvasGraph_1'),  
 +
document.getElementById('canvasGraph_2')
 +
);</script>
 +
 
 
</body>
 
</body>
</html>  
+
</html>
 
</source>
 
</source>
 
</toggledisplay>
 
</toggledisplay>

Версия 20:09, 16 мая 2014

Кафедра ТМ > Научный справочник > Потенциалы взаимодействия > Парные силовые > Морзе


Парный силовой потенциал взаимодействия. Определяется формулой:

[math] \varPi(r) = D\left[e^{-2\alpha(r-a)}-2e^{-\alpha(r-a)}\right], [/math]

где

  • [math]D[/math] — энергия связи,
  • [math]a[/math] — длина связи,
  • [math]\alpha[/math] — параметр, характеризующий ширину потенциальной ямы.

Потенциал имеет один безразмерный параметр [math]\alpha a[/math]. Сила, соответствующая потенциалу Морзе, вычисляется по формуле

[math] F(r) = -\varPi'(r) = 2\alpha D\left[e^{-2\alpha(r-a)}-e^{-\alpha(r-a)}\right]. [/math]

Для потенциала Морзе жесткость связи, критическая длина связи и прочность связи, соответственно, равны

[math]C = \varPi''(a) = 2\alpha^2D, \qquad b = a + \frac{\ln2}{\alpha}, \qquad P = |F(b)| = \frac{\alpha D}2.[/math]

Сравнение взаимодействия Морзе с взаимодействием Леннард-Джонса приведено на интерактивных графиках ниже. Показана зависимость от расстояния потенциала [math]\varPi[/math] и силы [math]F[/math]. Сравнение проведено при одинаковых значениях энергии связи [math]D[/math] и длины связи [math]a[/math]. Перемещение слайдера позволяет проследить влияние безразмерного параметра [math]\alpha a[/math], при этом энергия связи [math]D[/math] и длина связи [math]a[/math] остаются неизменными. Значения критической длины связи [math]b[/math] и прочности связи [math]P[/math], отмеченные на графиках, соответствуют потенциалу Леннард-Джонса. <addscript src=MLJ/>

Не удается найти HTML-файл MLJ_TM.html

Из графиков видно, что при [math]\alpha a = 6[/math] взаимодействия Морзе и Леннард-Джонса близки. В частности, в этом случае для них совпадает жесткость связи [math]C = \varPi''(a)[/math]. При увеличении [math]\alpha a[/math] ширина потенциальной ямы для взаимодействия Морзе уменьшается, взаимодействие становится более жестким и хрупким. Уменьшение [math]\alpha a[/math] приводит к противоположным изменениям — потенциальная яма расширяется, жесткость падает.

Текст программы построения графиков на языке JavaScript: <toggledisplay status=hide showtext="Показать↓" hidetext="Скрыть↑" linkstyle="font-size:default"> Файл "MLJ.js"

// Сравнение взаимодействий Морзе и Леннард-Джонса 
// Разработчики А.М. Кривцов и Д.В. Цветков
// 16.05.2014
// Интернет: tm.spbstu.ru/Morse

function MainMorse(canvas_1, canvas_2) {

    // Предварительные установки

	const X_max = canvas_1.width;
 	const Y_max = canvas_1.height;
	
    // Размерные параметры
    
    const a = 1.;    // длина связи
    const D = 1.;    // энергия связи

    // Расчет параметров взаимодействия

    const b = a * Math.pow(13./7, 1./6);    // положение минимума силы Леннард-Джонса (= 1.1086834 a)
    const b2 = b * b;
    const P0 = 12 * D / a;                  // коэффициент в выражении для силы Леннард-Джонса
    const P = 42. / 169 * P0 / b;           // модуль минимума силы Леннард-Джонса

    // Задаваемые параметры
   
    var kappa = 6;  						// параметр взаимодействия Морзе

    // Область построения графика
    const x_min = 0.3 * a;  
    const x_max = 2.5 * a;
    const y_min_1 = -1.5 * D;    
    const y_min_2 = -1.5 * P;    

    const y_max_1 = -y_min_1;    
    const y_max_2 = -y_min_2;    
	
	const N = X_max;                 	// число точек по оси x
	const dx = x_max / N;            	// шаг по оси x
	const sx = X_max / x_max;        	// масштаб по оси x

	var y_min;    
	var y_max;    
	var sy; 							// масштаб по оси y
	var Y0;  							// положение 0 оси y в экранных координатах
	var context;  						// на context происходит рисование

	// Установка флажков чекбоксов
	var LJ_flag = true;
	var Morse_flag = true;       

    Slider_02.min = 2;       	
    Slider_02.max = 18;
    Slider_02.step = 0.1;
    Slider_02.value = kappa;     
    Text_02.value = kappa;
	
	draw();

    // функция, запускающаяся при перемещении слайдера
    this.set_02 = function(input) { kappa = Number(input); 		draw(); }  
    
	// Функции, запускающиеся при изменении элементов управления
    this.setCheckbox_01 = function(bool) {LJ_flag = bool; 	 draw(); }
	this.setCheckbox_02 = function(bool) {Morse_flag = bool; draw(); }	

	// Отображение
	
	function draw() 
	{ 
		draw_1(); 
		draw_2(); 
	}

	function draw_1()
    {
	   // Расчет параметров графики
		
		y_min = y_min_1;    
		y_max = y_max_1;    
		
		sy = Y_max / (y_max - y_min); 			// масштаб по оси y
		Y0 = Y_max + y_min * sy;  				// положение 0 оси y в экранных координатах

		context = canvas_1.getContext("2d");  	// на context происходит рисование

		context.clearRect(0, 0, X_max, Y_max);  // очистить экран
        
        // Горизонтальная ось
        context.strokeStyle = 'lightgrey';
        context.beginPath();
        context.moveTo(0, Y0);
        context.lineTo(X_max, Y0);
        context.stroke();

        // Пунктирные линии
        context.beginPath();
        context.setLineDash([5]);
        context.moveTo(a * sx, Y0);
        context.lineTo(a * sx, Y0 + D * sy);
        context.lineTo(0,      Y0 + D * sy);
        context.stroke();
        context.setLineDash([0]);

        // Надписи
        context.fillStyle = 'black';
        context.font = "italic 20px Times"
        context.fillText("r", x_max * sx - 15, Y0 - 7);
        context.fillText("Π", 5, 20);
        context.fillText("0", 3, Y0 - 3);
        context.fillStyle = 'grey';
        context.fillText("a", a * sx - 5, Y0 - 3);
        context.fillText("-D", 3, Y0 + D * sy - 5);

		// Графики потенциалов
		Graph(U_LJ, 	LJ_flag, 	'grey');
		Graph(U_Morse, 	Morse_flag, 'magenta');
	}

    function draw_2()
    {
	   // Расчет параметров графики
		
		y_min = y_min_2;    
		y_max = y_max_2;    
		
		sy = Y_max / (y_max - y_min); 			// масштаб по оси y
		Y0 = Y_max + y_min * sy;  				// положение 0 оси y в экранных координатах

		context = canvas_2.getContext("2d");  	// на context происходит рисование

		context.clearRect(0, 0, X_max, Y_max); 	// очистить экран
        
        // Горизонтальная ось
        context.strokeStyle = 'lightgrey';
        context.beginPath();
        context.moveTo(0, Y0);
        context.lineTo(X_max, Y0);
        context.stroke();

        // Пунктирные линии
        context.beginPath();
        context.setLineDash([5]);
        context.moveTo(b * sx, Y0);
        context.lineTo(b * sx, Y0 + P * sy);
        context.lineTo(0,      Y0 + P * sy);
        context.stroke();
        context.setLineDash([0]);

        // Надписи
        context.fillStyle = 'black';
        context.font = "italic 20px Times";
        context.fillText("r", x_max * sx - 15, Y0 - 7);
        context.fillText("F", 5, 20);
        context.fillText("0", 3, Y0 - 3);
        context.fillStyle = 'grey';
        context.fillText("a", a * sx + 3, Y0 - 3);
        context.fillText("b", b * sx - 3, Y0 - 3);
        context.fillText("-P", 3, Y0 + P * sy - 5);
		
		// Графики сил
		Graph(F_LJ, 	LJ_flag, 	'g');
		Graph(F_Morse, 	Morse_flag, 'magenta');
	}

	// Построение графика функции
	
	function Graph(F, flag, color)
	{
		if (!flag) return;
		
		context.strokeStyle = color;
		context.beginPath();
		for (var x = x_min; x < x_max; x+=dx)
		{
			var y = F(x);
			var X = x * sx; 
			var Y = Y0 - y * sy; 

			if (Y > -Y_max) context.lineTo(X, Y);	// Графика, сильно выходящяя за границы области, отключается
		}
		context.stroke();
	}	

    // Потенциал Морзе
    
    function U_Morse(r)
    {
        var al = kappa / a;
		var s = Math.exp(al * (a - r));
        return D * s * (s - 2);
    }

	// Сила Морзе
    
    function F_Morse(r)
    {
        var al = kappa / a;
		var s = Math.exp(al * (a - r));
        return 2 * al * D * s * (s - 1);
    }
 
    // Потенциал Леннард-Джонса
    
    function U_LJ(r)
    {
        var s2 = 1 / (r * r);
        var s6 = s2 * s2 * s2;
        return D * s6 * (s6 - 2);
    }    
	
	// Сила Леннард-Джонса
    
    function F_LJ(r)
    {
        var s2 = 1 / (r * r);
        var s4 = s2 * s2;
        return P0 * s4 * s4 * (s4 * s2 - 1) * r;
    }

}

Файл "MLJ.html"

<!DOCTYPE html>
<html>
<head>
    <meta charset="UTF-8" />
    <title>LJ & Morse Interaction</title>
    <script src="MLJ.js"></script>
</head>
<body>
    <canvas id="canvasGraph_1" width="800" height="300" style="border:1px solid #000000;"></canvas>
    <canvas id="canvasGraph_2" width="800" height="300" style="border:1px solid #000000;"></canvas>

 	<!--Выбор графика (чекбоксы)-->
	<div>
        Взаимодействие:
	<font color="#000000" size="5"><B></B></font>
	<input type="checkbox" id="checkbox_01" name="" onchange="app.setCheckbox_01(this.checked);" checked/>Леннард-Джонса,
        <font color="#0000ff" size="5"><B></B></font>
	<input type="checkbox" id="checkbox_02" name="" onchange="app.setCheckbox_02(this.checked);" checked/>Морзе:
 		<font face= "Times New Roman"><I>
		αa =  
		<input id="Text_02" style="width: 4.2ex;" required pattern="[-+]?([0-9]*\.[0-9]+|[0-9]+)" oninput="
            if (!this.checkValidity()) return;
            app.set_02(this.value);
            document.getElementById('Slider_02').value = this.value;
        ">
		<input type="range" id="Slider_02" style="width: 100px;" oninput="app.set_02(this.value); document.getElementById('Text_02').value = this.value;">
		</I></font>
	</div>
		
	<script type="text/javascript">var app = new MainMorse(
		document.getElementById('canvasGraph_1'), 
		document.getElementById('canvasGraph_2')
	);</script>

</body>
</html>

</toggledisplay>

См. также