Асонов Игорь: Участие в семинаре "ИТ в Образовании. Образование в ИТ" — различия между версиями
м (→Выделенные тезисы из докладов) |
м (→Выделенные тезисы из докладов) |
||
Строка 33: | Строка 33: | ||
== Выделенные тезисы из докладов == | == Выделенные тезисы из докладов == | ||
− | ====Александр Гаврилов. ИТ-кадры для модернизации экономики==== | + | [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/presentations Все презентации]<br> |
+ | Используются следующие обозначения (by [[Игорь Асонов]]): | ||
+ | * '''выделение наиболее важного/идеи доклада''' | ||
+ | * ''комментарий к докладчику'' | ||
+ | ====Александр Гаврилов. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-gavrilov ИТ-кадры для модернизации экономики]==== | ||
Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.<br> | Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.<br> | ||
Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный. <br> | Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный. <br> | ||
Строка 43: | Строка 47: | ||
[[File:GovenmentIndustrySociety.png]] - взаимная заинтересованность | [[File:GovenmentIndustrySociety.png]] - взаимная заинтересованность | ||
− | ====Анна Жаркова. ИТ образование будущего: взгляд ABBYY==== | + | ====Анна Жаркова. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-zharkova ИТ образование будущего: взгляд ABBYY]==== |
Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).<br> | Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).<br> | ||
'''Качество абитуриентов - очень важный фактор'''<br> | '''Качество абитуриентов - очень важный фактор'''<br> | ||
Строка 54: | Строка 58: | ||
* надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы) | * надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы) | ||
− | ====Сергей Белов. Образование: дорога к успеху в связанном мире==== | + | ====Сергей Белов. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-belov-ibm Образование: дорога к успеху в связанном мире]==== |
"Образование - дорога к успеху в связанном мире". <br> | "Образование - дорога к успеху в связанном мире". <br> | ||
Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса). <br> | Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса). <br> | ||
Строка 63: | Строка 67: | ||
* [http://en.wikipedia.org/wiki/IBM's_The_Great_Mind_Challenge Great Minds] (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM) | * [http://en.wikipedia.org/wiki/IBM's_The_Great_Mind_Challenge Great Minds] (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM) | ||
− | ====Анатолий Кушниренко. Что может дать школе дошкольное программирование?==== | + | ====Анатолий Кушниренко. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-kushnerenko Что может дать школе дошкольное программирование?]==== |
Термин "цифровизация" - манипуляция с нематериальными предметами. <br> | Термин "цифровизация" - манипуляция с нематериальными предметами. <br> | ||
Дошкольное программирование имеет право на жизнь - проверено на практике (внучках) с помощью программ [http://www.piktomir.ru/ ПиктоМир] и [http://www.niisi.ru/kumir/ Кумир]. <br> | Дошкольное программирование имеет право на жизнь - проверено на практике (внучках) с помощью программ [http://www.piktomir.ru/ ПиктоМир] и [http://www.niisi.ru/kumir/ Кумир]. <br> | ||
Строка 71: | Строка 75: | ||
<доделать> | <доделать> | ||
− | ====Валерий Платонов. Идеи для ИТ-стартапов в образовании==== | + | ====Валерий Платонов. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-platonov-it Идеи для ИТ-стартапов в образовании]==== |
− | @valeriy-platon | + | [https://twitter.com/#!/valeriy_platon @valeriy-platon] |
В ходе [https://docs.google.com/present/view?id=0AdAgi3dgqKCNZGRjMnJoNTJfMTMzYzZyaGtzcmc презентации] было высказано огромное множество идей по следующим темам: | В ходе [https://docs.google.com/present/view?id=0AdAgi3dgqKCNZGRjMnJoNTJfMTMzYzZyaGtzcmc презентации] было высказано огромное множество идей по следующим темам: | ||
Строка 115: | Строка 119: | ||
[[File:Marks.png|thumb|450px|"Правильная" система оценивания в ходе учебных мероприятий. Оценивание - главная составляющая часть ИТ среды образовательного начинания]] | [[File:Marks.png|thumb|450px|"Правильная" система оценивания в ходе учебных мероприятий. Оценивание - главная составляющая часть ИТ среды образовательного начинания]] | ||
− | ====Александр Уваров. IT и оценка образовательных результатов==== | + | ====Александр Уваров. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-uvarov IT и оценка образовательных результатов]==== |
Что есть оценка и зачем она нужна? | Что есть оценка и зачем она нужна? | ||
'''Надо помнить, что у оценивания должна быть цель!''' | '''Надо помнить, что у оценивания должна быть цель!''' | ||
Строка 129: | Строка 133: | ||
* оценивание в предметных компьютерных средах (к примеру, [http://mw.concord.org/modeler/index.html Molecular Workbench]) | * оценивание в предметных компьютерных средах (к примеру, [http://mw.concord.org/modeler/index.html Molecular Workbench]) | ||
* оценивание в социальных сетях (к примеру, таблица умений продвижение в которой характеризуется оценкой в соцсети) | * оценивание в социальных сетях (к примеру, таблица умений продвижение в которой характеризуется оценкой в соцсети) | ||
+ | |||
+ | Учащиеся должны хотеть выучиться чему-либо, а оценивание должно этому способствовать (показывая насколько они справляются с поставленными себе задачами). | ||
+ | |||
+ | ====Елена Булин-Соколова. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-bulin-s-it Что происходит с ИТ в школьном образовании в сегодняшней России?]==== | ||
+ | В школьную программу включается всё больше и больше знаний (экстенсивное развитие). '''Происходит инфляция информации'''<br> | ||
+ | Что делать? Перераспределить приоритеты: увеличение роли метапредметных знаний. Надо формировать: | ||
+ | # компетентность (умение применять знание) | ||
+ | # универсальные учебные действия (люди должны уметь открыть способ, метод, подход,...) | ||
+ | ''То, что делается с первоклассниками сейчас отразится в профсфере через 15 лет! Значит выбирая приоритеты и цели обучения надо думать о довольно далеком будущем..''<br> | ||
+ | Из этого логично вытекает пересмотр и сокращение объема предметных знаний.<br> | ||
+ | Формируются разумные требования к надпредметным результатам (подробнее: слайд 9).<br> | ||
+ | Елена не видит ничего плохого в первоочередном развитии клавиатурного ввода текста (т.к. таким образом мысли быстрее материализуются). ''Малоактуально в среднесрочном будущем т.к. не верится, что клава просуществует еще лет 10''<br> | ||
+ | Младшеклассники могут творить с использованием компьютера ([http://www.int-edu.ru/logo/products.html программное обеспечение])!<br> | ||
+ | Важна учебная рефлексия ('''не''' умел - научился; надо задаться вопросами: "Как это произошло?").<br> | ||
+ | Алгоритмическое мышление формируется в первом классе.<br> | ||
+ | "Даешь гармоничную информатизацию!"<br> | ||
+ | |||
+ | ====Борис Беренфельд. [http://www.slideshare.net/IT-Cluster/w2-berenfeld-masteritseminarskolkovo132 Может ли IT спасти образование? Каким оно будет через 20 лет?]==== | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [[Отъезды]] | * [[Отъезды]] | ||
* [[Игорь Асонов]] | * [[Игорь Асонов]] |
Версия 02:16, 6 декабря 2011
Содержание
- 1 Сведения о мероприятии
- 2 Выделенные тезисы из докладов
- 2.1 Александр Гаврилов. ИТ-кадры для модернизации экономики
- 2.2 Анна Жаркова. ИТ образование будущего: взгляд ABBYY
- 2.3 Сергей Белов. Образование: дорога к успеху в связанном мире
- 2.4 Анатолий Кушниренко. Что может дать школе дошкольное программирование?
- 2.5 Валерий Платонов. Идеи для ИТ-стартапов в образовании
- 2.6 Александр Уваров. IT и оценка образовательных результатов
- 2.7 Елена Булин-Соколова. Что происходит с ИТ в школьном образовании в сегодняшней России?
- 2.8 Борис Беренфельд. Может ли IT спасти образование? Каким оно будет через 20 лет?
- 3 Ссылки
Сведения о мероприятии
Выдержка из http://openu.timepad.ru/event/14506
16 ноября 2011 года в Центре Международной Торговли (Москва) состоялся семинар "ИТ в Образовании. Образование в ИТ" (семинар №2 из цикла совместных семинаров и лекций «Современные проблемы и тенденции развития IT» Открытого университета Сколково и Кластера Информационных Технологий Фонда Сколково)
Контактное лицо мероприятия: Екатерина Морозова, emorozova@corp.i-gorod.com
Семинары Кластера ИТ и Открытого Университета Сколково состоят из трех частей:
- тематические, визионерские доклады, дискуссия
- презентации резидентов ИТ Кластера Сколково
- неформальное общение Друзей Сколково и легкий фуршет
В качестве слушателей семинара приходят все друзья Кластера ИТ и Открытого Университета: резиденты, инвесторы, эксперты, все остальные, кому интересна инновации в ИТ.
В первая часть семинара была посвящена исследованию двух глубоких тем:
- Компьютеры проникли во все стадии образовательного процесса: от детских садов до ВУЗов. Однако, эффективность использования ИТ в образовании до сих пор остается под вопросом. Как информационные технологии могут помочь повысить эффективность и качество обучения в образовании?
- Человечество шагнуло в мир, полный данных. Для эффективной навигации в цифровом пространстве требуются грамотные специалисты. Как и где их готовить? Отвечает ли современное профессиональное образование ИТшников тем требованиям, которые будут к ним предъявлятся в недалеком будущем?
Докладчики:
- Борис Беренфельд, Президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий.
- Елена Булин-Соколова, Директор центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы. Presentation
- Валерий Платонов, отдел интеграции науки и образования РАН, Исполнительный директор АНОО «Высший университет науки и технологий». Презентация
- Анатолий Кушниренко, кандидат физ.мат. наук, зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН
- Александр Уваров, Ведущий Научный Сотрудник Вычислительного Центра РАН. Presentation
- Анна Жаркова – заместитель генерального директора по развитию государственных и общественных программ ABBYY. Presentation
- Александр Гаврилов, Советник по вопросам образования, Департамент стратегических технологий, Microsoft Russia
- Сергей Белов, Координатор университетских программ IBM в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки
Модератором дискуссии был Алексей Семенов, ректор МИОО, чл-корр РАН и академик РАО, один из ведущих международных экспертов в области ИТ в образовании.
Во второй части семинара прошли выступления резидентов Фонда Сколково.
Подробная программа мероприятия
Выделенные тезисы из докладов
Все презентации
Используются следующие обозначения (by Игорь Асонов):
- выделение наиболее важного/идеи доклада
- комментарий к докладчику
Александр Гаврилов. ИТ-кадры для модернизации экономики
Доля ИТ-работников (от трудоспособного населения): Россия - 1.4%, США - 3.7%, Великобритания - 3.2%.
Есть 2 сценария развития экономики: пессимистичный и оптимистичный.
В первом сценарии спрос на ИТ-специалистов вырастет не существенно и его можно удовлетворить существующими средствами подготовки (кафедры вузов).
Если думать о втором сценарии, то намечается серьезный дифицит ИТ-специалистов (1 млн. чел. в ближайшую пятилетку).
В экономике нужны квалификации (способность сделать то-то таким-то средством), а вузы готовят по специальностям (не всегда можно сопоставить специальность квалификации и наоборот).
5 самых популярных сегодня квалификаций 5 лет назад не существовало! Следовательно, надо готовить согласно прогнозу ("исходя из будущего").
Кто будет готовить специалистов? Вузам одним не справиться! Надо активней взаимодействовать с индустрией.
- взаимная заинтересованность
Анна Жаркова. ИТ образование будущего: взгляд ABBYY
Начали работать со студентами, но поняли, что не устраивает их уровень образования и спустились на уровень моложе (стали работать со школьниками).
Качество абитуриентов - очень важный фактор
Чему и как надо учить:
- учить неизменному (булева алгебра, к примеру); обязательно:
- алгоритмическое мышление
- обработка информации на компьютере
- надо использовать деятельностный подход
- надо внедрять ИТ во все курсы и предметы
- надо стараться делать непрерывный курс информатики (особенно актуально для школы: с младших по старшие классы)
Сергей Белов. Образование: дорога к успеху в связанном мире
"Образование - дорога к успеху в связанном мире".
Инновации = (новые технологии) ∩ (суть бизнеса).
T-shape - модель специалиста нового поколения (широкая база, в т.ч. project management, бизнес; + углубление в свою специальность).
Сервис как наука в постиндустриальном обществе.
У IBM много академических инициатив:
- INNOV8
- Great Minds (эссе, что хочется сделать -> конкурс -> практика в IBM)
Анатолий Кушниренко. Что может дать школе дошкольное программирование?
Термин "цифровизация" - манипуляция с нематериальными предметами.
Дошкольное программирование имеет право на жизнь - проверено на практике (внучках) с помощью программ ПиктоМир и Кумир.
Не вредно, главное правильно выбрать момент начала обучения (Кушниренко советует в 6-9 лет, когда дооперационное мышление сменяется в операционным мышлением)
Надо показать, что программировать интересно. Это разовьет алгоритмическое мышление.
Также надо не забывать стимулировать творческие способности (Пиаже).
<доделать>
Валерий Платонов. Идеи для ИТ-стартапов в образовании
В ходе презентации было высказано огромное множество идей по следующим темам:
- Эффекты ИТ в образовании (в т.ч. проблемы внедрения и привносимые минусы)
- Методы-бренды
- Технологические тренды в образовании (ближайший год - через 5 лет)
- Идеи о форматах обучения будущего
- Школа 2 = "школа вне школы"
- О Khan Academy (в т.ч. недостатки)
- Индивидуализация высшего образования (пример: Межуниверситетская сетевая система междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии)
- Программы стажировки студентов как основа реформирования высшего образования
Отмечу, на мой взгляд, главное: образовательные институты теряют свою привлекательность и "выравниваются" по уровню, ИТ предоставляет всё новые возможности, компаниям нужны работники с актуальными => в будущем будет важно самообразование (в т.ч. на рабочем месте) и человекоориентированный подход
Александр Уваров. IT и оценка образовательных результатов
Что есть оценка и зачем она нужна? Надо помнить, что у оценивания должна быть цель!
В докладе приведена интересная статистика (оцениваю то, чему учу; воспитанность в оценке).
Оценка бывает:
- констатирующей/итоговой - суждение о предмете оценивания, которое, как правило, формулируется в терминах соответствия определенному критерию (годится/не годится данный продукт для тех или иных целей, хорош он или плох);
- формирующей - суждение о достоинствах и недостатках предмета оценивания, которое формируется в терминах различных качеств предмета и призвано способствовать его совершенствованию (отвечает на вопросы: Что хорошо(плохо) и насколько? Чего надо сделать(недостает), чтобы стало лучше?)
Инструменты оценивания:
- традиционное тестирование (выборочная форма ответа, по типу ЕГЭ)
- оценивание в предметных компьютерных средах (к примеру, Molecular Workbench)
- оценивание в социальных сетях (к примеру, таблица умений продвижение в которой характеризуется оценкой в соцсети)
Учащиеся должны хотеть выучиться чему-либо, а оценивание должно этому способствовать (показывая насколько они справляются с поставленными себе задачами).
Елена Булин-Соколова. Что происходит с ИТ в школьном образовании в сегодняшней России?
В школьную программу включается всё больше и больше знаний (экстенсивное развитие). Происходит инфляция информации
Что делать? Перераспределить приоритеты: увеличение роли метапредметных знаний. Надо формировать:
- компетентность (умение применять знание)
- универсальные учебные действия (люди должны уметь открыть способ, метод, подход,...)
То, что делается с первоклассниками сейчас отразится в профсфере через 15 лет! Значит выбирая приоритеты и цели обучения надо думать о довольно далеком будущем..
Из этого логично вытекает пересмотр и сокращение объема предметных знаний.
Формируются разумные требования к надпредметным результатам (подробнее: слайд 9).
Елена не видит ничего плохого в первоочередном развитии клавиатурного ввода текста (т.к. таким образом мысли быстрее материализуются). Малоактуально в среднесрочном будущем т.к. не верится, что клава просуществует еще лет 10
Младшеклассники могут творить с использованием компьютера (программное обеспечение)!
Важна учебная рефлексия (не умел - научился; надо задаться вопросами: "Как это произошло?").
Алгоритмическое мышление формируется в первом классе.
"Даешь гармоничную информатизацию!"