Выпускникам — различия между версиями

Материал из Department of Theoretical and Applied Mechanics
Перейти к: навигация, поиск
(План действий к сдаче выпускной квалификационной работы (ВКР) в рамках государственной итоговой аттестации)
(План действий к сдаче выпускной квалификационной работы (ВКР) в рамках государственной итоговой аттестации)
Строка 51: Строка 51:
 
*'''объект исследования''' - это то, на что направлен процесс познания (индивид, коллектив, общность людей, сфера деятельности и т.п.). Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения в целом. '''<big>Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот</big>'''.  
 
*'''объект исследования''' - это то, на что направлен процесс познания (индивид, коллектив, общность людей, сфера деятельности и т.п.). Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения в целом. '''<big>Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот</big>'''.  
 
*'''предмет исследования''' - один из аспектов, часть рассматриваемого объекта (свойства, состояния, процессы, направления и особенности деятельности структур по связям с общественностью, их сотрудников в конкретных сферах общественных отношений и т.д.). Предмет исследования частично совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»). '''Именно предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы.'''
 
*'''предмет исследования''' - один из аспектов, часть рассматриваемого объекта (свойства, состояния, процессы, направления и особенности деятельности структур по связям с общественностью, их сотрудников в конкретных сферах общественных отношений и т.д.). Предмет исследования частично совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»). '''Именно предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы.'''
*цель исследования;
+
*'''цель исследования''' представляет собой в самом сжатом виде тот результат (результаты), который должен быть получен в итоге исследования. Формулировку цели рекомендуется начинать со слов: «сформировать/создать», «разработать», «провести», «подготовить». Цель исследования – его ожидаемый результат, то есть решение практических задач и новые знания о рассматриваемом предмете исследования.
*задачи работы;
+
*'''задачи работы''' (<big>'''должно быть не менее четырех задач, но не более шести задач'''</big>). Задачи отражают поэтапное достижение цели, при этом уточняют границы проводимого исследования.
*гипотеза исследования (в основном в работах магистров);
+
Рекомендуется формулировать задачи с глаголов в форме перечисления: «изучить…», «выявить…», «проанализировать…», «разработать...», «описать…» и т.п. Заголовки вкр должны отражать суть поставленной задачи.
* теоретическая и методологическая база исследования;
+
*'''гипотеза исследования''' (в основном в работах магистров)-это предполагаемое решение проблемы. В ходе исследования гипотезу проверяют и либо подтверждают, либо опровергают.
*методы исследования; информационная база;
+
Могут быть:
*степень научной разработанности проблемы и научная новизна ВКР;  
+
# научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть (т. е. требующее верификации);
*практическая значимость;
+
# вероятностное знание, научно обоснованная догадка по объяснению действительности;
*апробация результатов исследования (здесь должны быть указаны выступления на научных конференциях, симпозиумах, форумах и т.п., а также даны ссылки на публикации студента, включенные в список использованных источников);
+
# прогноз ожидаемого решения проблемы, ответ на вопрос, поставленный в задаче;
*структура и объем работы.
+
# условно-категорическое умозаключение по схеме «Если…, то…», основными элементами которого являются условие (причина) и результат (следствие).
 +
* '''теоретическая и методологическая база исследования'''.
 +
<big>В теоретической базе</big> необходимо перечислить источники, которые использовались для написания работы. Например: «Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования …
 +
Практическая часть работы выполнялась на основании документов … (перечисляются конкретные документы)» или:
 +
«При написании выпускной квалификационной работы использовалась работы отечественных и зарубежных специалистов… Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы …».
 +
Возможно также указать учебные дисциплины, материалы которых были использованы при написании ВКР. Например: «При подготовке ВКР были использованы материалы таких учебных дисциплин, как “Технология конструкционных материалов”, “Экономика” “Начертательная геометрия”…».
 +
Можно также указать организацию, материалы которой используются при выполнении ВКР.
 +
 
 +
<big>Методологическая база исследования</big> должна содержать указание на методы и подходы, на которых основывается данная выпускная квалификационная работа.
 +
*'''методы исследования'''- обратить внимание на общенаучные методы, включающие эмпирические (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение), теоретические (формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному) и общелогические (анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование и др.) методы.
 +
Также следует назвать конкретно-научные (частные) методы научного познания, представляющие собой специфические методы конкретных наук, – экономики, социологии, психологии, истории, логики и проч.
 +
*'''информационная база.'''
 +
Информационной базой для разработки ВКР служат материалы, собранные студентом в процессе обучения в вузе, в ходе прохождения учебной и производственной практик, а также во время прохождения преддипломной практики.
 +
Дополнительная информационная база может включать информацию официальных статистических публикаций (например, Госкомстата России), материалы, получаемые из Интернета, информацию международных организаций и ассоциаций.
 +
*'''степень научной разработанности проблемы и научная новизна ВКР'''- состояние теоретической разработанности проблемы, анализ работ отечественных и зарубежных авторов, исследующих эту проблему. Здесь важно подчеркнуть исторические, экономические, политические или профессиональные явления, повлиявшие на выбор темы. Также в данной части введения проводится критический обзор современного состояния и освещения исследуемой темы в научной, профессиональной литературе и СМИ, обобщаются и оцениваются точки зрения различных авторов по теме исследования.
 +
<big>''Научная новизна''</big> выявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений, обобщения опыта решения подобных проблем. Это принципиально новое знание, полученное в науке в ходе проведенного исследования (теоретические положения, впервые сформулированные и обоснованные, собственные методические рекомендации, которые можно использовать в практике).
 +
Научная новизна вкр может состоять:
 +
# в изучении фактов и явлений с помощью специальных научных методов и междисциплинарных подходов;
 +
# в изучении уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале;
 +
# в переходе от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике;
 +
# в изучении известных в науке явлений и процессов более совершенными методами;
 +
# в сопоставлении, сравнительном анализе протекания процессов и явлений;
 +
# в изменении условий протекания изучаемых процессов;
 +
# в уточнении категориального аппарата дисциплины, определение типологии, признаков, специфики изучаемого явления.
 +
*'''практическая значимость''' отражается в практических рекомендациях или разработанном автором вкр проекте (как основная часть вкр), а также в выявлении важности решения избранной проблемы для будущей деятельности магистра по выбранному направлению подготовки.
 +
Практическая значимость выпускной квалификационной работы может заключаться в возможности:
 +
# решения той или иной практической задачи в сфере профессиональной деятельности;
 +
# проведения дальнейших научных исследований по теме ВКР;
 +
# разработки конкретного проекта, направленного на интенсификацию работы исследуемой организации, предприятия и т. д.
 +
*'''апробация результатов исследования''' (здесь должны быть указаны выступления на научных конференциях, симпозиумах, форумах и т.п., а также даны ссылки на публикации студента, включенные в список использованных источников);
 +
В силу ограниченности объема необходимо очень тщательно подойти к написанию введения, которое должно стать «визитной карточкой», кратко, но емко характеризующей работу. <big>'''Во введение не включают схемы, таблицы, описания, рекомендации и т.п.'''</big>
 +
 
  
  

Версия 13:42, 18 декабря 2017

Материалы, предоставляемые выпускниками перед защитой

План действий к сдаче выпускной квалификационной работы (ВКР) в рамках государственной итоговой аттестации

1. Университет утверждает перечень тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых студентам (далее – перечень тем), и доводит его до сведения студентов не позднее, чем за 6 месяцев до даты начала ГИА в соответствии с графиком учебного процесса.

2. По письменному заявлению студента (нескольких студентов, выполняющих ВКР совместно) университет предоставляет студенту (студентам) возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме, предложенной студентом (студентами), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

3. Для подготовки выпускной квалификационной работы за студентом распорядительным актом СПбПУ закрепляется руководитель выпускной квалификационной работы из числа работников университета и при необходимости консультант (консультанты). 4. Не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения первого государственного аттестационного испытания университет утверждает распорядительным актом расписание государственных аттестационных испытаний (даты, время и место проведения), и доводит его до сведения студента.

5. При формировании расписания устанавливается перерыв между государственными аттестационными испытаниями продолжительностью не менее 7 календарных дней.

6. После завершения подготовки студентом выпускной квалификационной работы:

  • студент осуществляет самостоятельно проверку ВКР на объем заимствований перед сдачей руководителю ВКР, используя общедоступные возможности автоматической системы проверки работ на объем заимствований, и по результатам проверки на определение объема заимствованного текста студент должен распечатать отчет и представить его руководителю ВКР (за 10 календарных дней до дня защиты в соответствии с утвержденным расписанием ГИА);
  • по результатам проверки распечатывается отчет;
  • руководитель ВКР представляет в университет письменный отзыв о работе студента на основе отчета в период подготовки ВКР.

7. Выпускные квалификационные работы по программам магистратуры подлежат рецензированию.

Рецензирование проводится сотрудником, не являющихся работниками кафедры, на которой выполнена выпускная квалификационная работа. Рецензент проводит анализ выпускной квалификационной работы на основе отчета о заимствованиях и представляет в университет письменную рецензию на указанную работу. Если выпускная квалификационная работа имеет междисциплинарный характер, она направляется нескольким рецензентам.

8. Университет обеспечивает ознакомление студента с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты ВКР.

9. Выпускная квалификационная работа, отзыв и рецензия (рецензии) передаются в ГЭК не позднее, чем за 2 календарных дня до дня защиты ВКР.

10. Результаты государственного аттестационного испытания, проводимого в устной форме, объявляются в день его проведения, результаты государственного аттестационного испытания, проводимого в письменной форме, – на следующий рабочий день после дня его проведения.

Общие требования к структуре и оформлению ВКР

Выпускная квалификационная работа включает:

1. Титульный лист оформляется по установленной форме.(см.шаблон 1.1)

2. Содержание включает наименование всех глав (разделов), параграфов (подразделов), подпараграфов (пунктов) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала глав (разделов), параграфов (подразделов), пунктов (см.шаблон 1.2).

Содержание отражает структуру работы и должно быть представлено на отдельном листе.

  • Каждая глава (раздел) состоит из параграфов (подразделов) и подпараграфов (пунктов).
  • Главы (разделы), параграфы (подразделы) и подпараграфы (пункты) нумеруются арабскими цифрами и должны иметь соответствующие названия, которые характеризуют рассматриваемые в них вопросы. После цифры ставится точка (например,3.5.) и пишется соответствующий заголовок. Точка в конце заголовков (глав/разделов, параграфов / подразделов, подпараграфов / пунктов) не ставится.
  • Введение, заключение, список использованных источников и приложения в Содержании выпускной квалификационной работы нумерации не подлежат.

3. Введение

Во введении необходимо обосновать выбор темы, охарактеризовать современное состояние изучаемой проблемы, ее актуальность, практическую и теоретическую значимость, степень разработанности данной проблемы в России и за рубежом.

Введение не должно превышать 4 страницы общего объема работы.

В зависимости от темы выпускной квалификационной работы во введении отмечаются следующие аспекты:

  • актуальность исследования. Включает описание состояния исследуемых фактов и явлений, определение круга нерешенных, слабо освещенных и требующих уточнения или дальнейшей разработки вопросов.
  • объект исследования - это то, на что направлен процесс познания (индивид, коллектив, общность людей, сфера деятельности и т.п.). Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения в целом. Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот.
  • предмет исследования - один из аспектов, часть рассматриваемого объекта (свойства, состояния, процессы, направления и особенности деятельности структур по связям с общественностью, их сотрудников в конкретных сферах общественных отношений и т.д.). Предмет исследования частично совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»). Именно предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы.
  • цель исследования представляет собой в самом сжатом виде тот результат (результаты), который должен быть получен в итоге исследования. Формулировку цели рекомендуется начинать со слов: «сформировать/создать», «разработать», «провести», «подготовить». Цель исследования – его ожидаемый результат, то есть решение практических задач и новые знания о рассматриваемом предмете исследования.
  • задачи работы (должно быть не менее четырех задач, но не более шести задач). Задачи отражают поэтапное достижение цели, при этом уточняют границы проводимого исследования.

Рекомендуется формулировать задачи с глаголов в форме перечисления: «изучить…», «выявить…», «проанализировать…», «разработать...», «описать…» и т.п. Заголовки вкр должны отражать суть поставленной задачи.

  • гипотеза исследования (в основном в работах магистров)-это предполагаемое решение проблемы. В ходе исследования гипотезу проверяют и либо подтверждают, либо опровергают.

Могут быть:

  1. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть (т. е. требующее верификации);
  2. вероятностное знание, научно обоснованная догадка по объяснению действительности;
  3. прогноз ожидаемого решения проблемы, ответ на вопрос, поставленный в задаче;
  4. условно-категорическое умозаключение по схеме «Если…, то…», основными элементами которого являются условие (причина) и результат (следствие).
  • теоретическая и методологическая база исследования.

В теоретической базе необходимо перечислить источники, которые использовались для написания работы. Например: «Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования … Практическая часть работы выполнялась на основании документов … (перечисляются конкретные документы)» или: «При написании выпускной квалификационной работы использовалась работы отечественных и зарубежных специалистов… Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы …». Возможно также указать учебные дисциплины, материалы которых были использованы при написании ВКР. Например: «При подготовке ВКР были использованы материалы таких учебных дисциплин, как “Технология конструкционных материалов”, “Экономика” “Начертательная геометрия”…». Можно также указать организацию, материалы которой используются при выполнении ВКР.

Методологическая база исследования должна содержать указание на методы и подходы, на которых основывается данная выпускная квалификационная работа.

  • методы исследования- обратить внимание на общенаучные методы, включающие эмпирические (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение), теоретические (формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному) и общелогические (анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование и др.) методы.

Также следует назвать конкретно-научные (частные) методы научного познания, представляющие собой специфические методы конкретных наук, – экономики, социологии, психологии, истории, логики и проч.

  • информационная база.

Информационной базой для разработки ВКР служат материалы, собранные студентом в процессе обучения в вузе, в ходе прохождения учебной и производственной практик, а также во время прохождения преддипломной практики. Дополнительная информационная база может включать информацию официальных статистических публикаций (например, Госкомстата России), материалы, получаемые из Интернета, информацию международных организаций и ассоциаций.

  • степень научной разработанности проблемы и научная новизна ВКР- состояние теоретической разработанности проблемы, анализ работ отечественных и зарубежных авторов, исследующих эту проблему. Здесь важно подчеркнуть исторические, экономические, политические или профессиональные явления, повлиявшие на выбор темы. Также в данной части введения проводится критический обзор современного состояния и освещения исследуемой темы в научной, профессиональной литературе и СМИ, обобщаются и оцениваются точки зрения различных авторов по теме исследования.

Научная новизна выявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений, обобщения опыта решения подобных проблем. Это принципиально новое знание, полученное в науке в ходе проведенного исследования (теоретические положения, впервые сформулированные и обоснованные, собственные методические рекомендации, которые можно использовать в практике). Научная новизна вкр может состоять:

  1. в изучении фактов и явлений с помощью специальных научных методов и междисциплинарных подходов;
  2. в изучении уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале;
  3. в переходе от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике;
  4. в изучении известных в науке явлений и процессов более совершенными методами;
  5. в сопоставлении, сравнительном анализе протекания процессов и явлений;
  6. в изменении условий протекания изучаемых процессов;
  7. в уточнении категориального аппарата дисциплины, определение типологии, признаков, специфики изучаемого явления.
  • практическая значимость отражается в практических рекомендациях или разработанном автором вкр проекте (как основная часть вкр), а также в выявлении важности решения избранной проблемы для будущей деятельности магистра по выбранному направлению подготовки.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы может заключаться в возможности:

  1. решения той или иной практической задачи в сфере профессиональной деятельности;
  2. проведения дальнейших научных исследований по теме ВКР;
  3. разработки конкретного проекта, направленного на интенсификацию работы исследуемой организации, предприятия и т. д.
  • апробация результатов исследования (здесь должны быть указаны выступления на научных конференциях, симпозиумах, форумах и т.п., а также даны ссылки на публикации студента, включенные в список использованных источников);

В силу ограниченности объема необходимо очень тщательно подойти к написанию введения, которое должно стать «визитной карточкой», кратко, но емко характеризующей работу. Во введение не включают схемы, таблицы, описания, рекомендации и т.п.



1. Дипломная работа бакалавра или магистра

Объем текстовых материалов квалификационной работы жестко не нормируется: выпускная работа бакалавра: пояснительная записка не более 30 страниц, библиография 5-10 наименований; магистерская диссертация: не более 100 страниц, библиография не менее 20 наименований. Работа должна быть распечатана на бумаге формата А4, рекомендуется шрифт "кегль 12" через 1,5 интервала, поля - по 20 мм. На титульном листе должны быть подписи исполнителя, руководителя и консультантов. Печатный и электронный (pdf со всеми подписями) варианты работы сдаются перед защитой и хранятся на кафедре.

2. Отзыв научного руководителя.

Отзыв должен содержать объективный анализ содержания работы, а также мнение руководителя о степени самостоятельности студента и его отношении к делу. Руководитель даёт рекомендацию о продолжении обучения студента в магистратуре (при защите выпускной работы бакалавра) и рекомендацию в аспирантуру (при защите магистерской диссертации). Руководитель даёт в отзыве свою оценку квалификационной работы по шкале "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Если научный руководитель не является сотрудником кафедры, то отзыв должен быть заверен печатью в отделе кадров предприятия (организации), где работает научный руководитель.

3. Рецензия.

Рецензент представляет развернутую (не менее 1,5-2 с.) рецензию с анализом сильных и слабых сторон квалификационной работы. Рецензент указывает в рецензии свою оценку квалификационной работы по шкале "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Указание фамилии, имени и отчества полностью (без сокращений), ученой степени, ученого звания, занимаемой должности, наименования учреждения для рецензента обязательны. Если рецензент не является сотрудником кафедры, то рецензия должна быть заверена печатью в отделе кадров предприятия (организации), где работает рецензент.

4. Презентация

5. 1 слайд, характеризующий работу.

6. Плакат, характеризующий работу (предоставляется в электронном виде за неделю до защиты).

7. Интернет-страница, посвященная работе.

8. Регистрационный лист магистерской диссертации, заполненный от руки в двух экземплярах.

9. Аннотация выпускной работы. (3-4 предложения)

10. Подписанный лицензионный договор (оформляется непосредственно в день защиты).

Ознакомиться с информацией о порядке передачи магистерских диссертаций в электронную библиотеку СПбГПУ можно на сайте Фундаментальной библиотеки.

Ссылки