Дзенушко Дайнис. Курсовой проект по теоретической механике — различия между версиями
Dainis (обсуждение | вклад) (→Решение) |
Dainis (обсуждение | вклад) (→Решение) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
*<math>Q_i</math> - Обобщенные непотенциальные силы<br> | *<math>Q_i</math> - Обобщенные непотенциальные силы<br> | ||
<br> | <br> | ||
+ | |||
'''Выберем обобщенные координаты:''' в качестве обобщенных координат возьмем углы <math>\varphi</math> и <math>\psi</math> <br> | '''Выберем обобщенные координаты:''' в качестве обобщенных координат возьмем углы <math>\varphi</math> и <math>\psi</math> <br> | ||
*В нашем случае отсутствуют обощенные силы, соответствующие непотенциальным взаимодействиям.<br> | *В нашем случае отсутствуют обощенные силы, соответствующие непотенциальным взаимодействиям.<br> | ||
+ | |||
'''Найдем потенциальную и кинетическую энергии системы:''' <math>\Pi_1 , T_1 ; \Pi_2 , T_2 </math> соответственно первого и второго стержней.<br> <math>\Pi = \Pi_1 + \Pi_2</math> - Потенциальная энергия системы<br> | '''Найдем потенциальную и кинетическую энергии системы:''' <math>\Pi_1 , T_1 ; \Pi_2 , T_2 </math> соответственно первого и второго стержней.<br> <math>\Pi = \Pi_1 + \Pi_2</math> - Потенциальная энергия системы<br> | ||
<math>T = T_1 + T_2</math> - Кинетическая энергия системы<br> | <math>T = T_1 + T_2</math> - Кинетическая энергия системы<br> | ||
Строка 34: | Строка 36: | ||
<math>T_2 = \frac{\underline{\omega}_2 \cdot \underline{\underline{\Theta}}_2 \cdot \underline{\omega}_2}{2}</math> - Кинетическая энергия второго стержня<br> | <math>T_2 = \frac{\underline{\omega}_2 \cdot \underline{\underline{\Theta}}_2 \cdot \underline{\omega}_2}{2}</math> - Кинетическая энергия второго стержня<br> | ||
<math>\underline{\omega}_2 = ?</math><br><br> | <math>\underline{\omega}_2 = ?</math><br><br> | ||
+ | |||
'''Найдем вектор угловой скорости второго стержня:''' <br> | '''Найдем вектор угловой скорости второго стержня:''' <br> | ||
Для нахождения <math>\underline{\omega}_2</math> найдем тензоры поворота первого и второго стержней<br> | Для нахождения <math>\underline{\omega}_2</math> найдем тензоры поворота первого и второго стержней<br> | ||
Строка 41: | Строка 44: | ||
<math>\underline{e} = \underline{\underline {P}}_1 \cdot \underline{e}_0</math> - ось вращения второго стержня в данном положении<br> | <math>\underline{e} = \underline{\underline {P}}_1 \cdot \underline{e}_0</math> - ось вращения второго стержня в данном положении<br> | ||
<math>\underline{e}_0 = \cos(\alpha) \underline{k} + \sin(\alpha) \underline{i}</math> - ось вращения второго стержня в начальном положении <br><br> | <math>\underline{e}_0 = \cos(\alpha) \underline{k} + \sin(\alpha) \underline{i}</math> - ось вращения второго стержня в начальном положении <br><br> | ||
+ | |||
<math>\underline{\underline{P}} = \underline{\underline{P}}_2 \cdot \underline{\underline{P}}_1</math> - полный тензор поворота второго стержня <br><br> | <math>\underline{\underline{P}} = \underline{\underline{P}}_2 \cdot \underline{\underline{P}}_1</math> - полный тензор поворота второго стержня <br><br> | ||
Теперь по формуле сложения угловых скоростей<br> | Теперь по формуле сложения угловых скоростей<br> | ||
Строка 49: | Строка 53: | ||
<math>\underline{\omega}_2 = \dot{\psi} \underline{e}_0 + \underline{\underline{P}}_2 \cdot \dot{\varphi} \underline{k}</math><br> | <math>\underline{\omega}_2 = \dot{\psi} \underline{e}_0 + \underline{\underline{P}}_2 \cdot \dot{\varphi} \underline{k}</math><br> | ||
<math>\underline{\underline{P}}_2 = ?</math><br><br> | <math>\underline{\underline{P}}_2 = ?</math><br><br> | ||
+ | |||
'''Найдем тензор поворота второго стержня:'''<br> | '''Найдем тензор поворота второго стержня:'''<br> | ||
− | <math>\underline{e} = \underline{\underline {P}}_1 \cdot \underline{e}_0 = \cos(\varphi)\sin(\alpha)\underline{i} + \sin(\varphi)\sin(\alpha)\underline{j} + \cos(\alpha)\underline{k}</math><br><br> | + | Для этого произведем некоторые промежуточные вычисления<br> |
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | <math>\underline{e} = \underline{\underline {P}}_1 \cdot \underline{e}_0 = \cos(\varphi)\sin(\alpha)\underline{i} + \sin(\varphi)\sin(\alpha)\underline{j} + \cos(\alpha)\underline{k}</math> - ось вращения второго стержня при данном положении системы<br><br> | ||
+ | |||
<math>\underline{e}\underline{e} = cos^2(\varphi)sin^2(\alpha)\underline{ii} + cos(\varphi)sin(\varphi)sin^2(\alpha)\underline{ij} + cos(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{ik} + cos(\varphi)sin(\varphi)sin^2(\alpha)\underline{ji} + sin^2(\varphi)sin^2(\alpha)\underline{jj} + sin(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{jk} + cos(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{ki} + sin(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{kj} + cos^2(\alpha)\underline{kk}</math><br><br> | <math>\underline{e}\underline{e} = cos^2(\varphi)sin^2(\alpha)\underline{ii} + cos(\varphi)sin(\varphi)sin^2(\alpha)\underline{ij} + cos(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{ik} + cos(\varphi)sin(\varphi)sin^2(\alpha)\underline{ji} + sin^2(\varphi)sin^2(\alpha)\underline{jj} + sin(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{jk} + cos(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{ki} + sin(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{kj} + cos^2(\alpha)\underline{kk}</math><br><br> | ||
+ | |||
<math>\underline{ee}\cdot \dot{\varphi}\underline{k} = \dot{\varphi} \left[cos(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{i} + sin(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{j} + cos^2(\alpha)\underline{k}\right]</math><br><br> | <math>\underline{ee}\cdot \dot{\varphi}\underline{k} = \dot{\varphi} \left[cos(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{i} + sin(\varphi)cos(\alpha)sin(\alpha)\underline{j} + cos^2(\alpha)\underline{k}\right]</math><br><br> | ||
+ | |||
<math>\left(\underline{\underline{E}} - \underline{ee}\right)\cdot \dot{\varphi}\underline{k} =\dot{\varphi} \left[... \right]</math><br><br> | <math>\left(\underline{\underline{E}} - \underline{ee}\right)\cdot \dot{\varphi}\underline{k} =\dot{\varphi} \left[... \right]</math><br><br> | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | В результате получаем выражение для вектора угловой скорости второго стержня<br> | ||
+ | <math>\underline{\omega}_2 = \dot{\psi}[\cos(\alpha) \underline{k} + \sin(\alpha) \underline{i}] + ...</math> | ||
== Обсуждение результатов и выводы == | == Обсуждение результатов и выводы == |
Версия 23:34, 29 мая 2012
Содержание
Тема проекта
Описание колебаний двойного маятника
Постановка задачи
Стержень прикреплен к потолку посредством циллиндрического шарнира. Cнизу к этому стержню прикреплен второй также посредством циллиндрического шарнира таким образом что когда маятник вытянут вдоль вертикали, обе оси вращения шарниров расположены в горизонтальной плоскости а угол между ними составляет
Параметры системы:
- Тензоры инерции первого и второго стержней равны и соответственно.
- Длины стержней равны a и b, их массы и соответственно первому и второму стержням.
- Угол между осями вращения шарниров равен
- - угол между первым стержнем и вертикалью
- - угол между осью первого стержня и вторым стержнем т.е. угол во втором шарнире относительно вытянутого положения
Задача:
- Найти уравнение движения системы
Решение
Определимся с подходом к решению: Задачу будем решать при помощи уравнения Лагранжа имеющего следующий вид:
Выберем обобщенные координаты: в качестве обобщенных координат возьмем углы
- В нашем случае отсутствуют обощенные силы, соответствующие непотенциальным взаимодействиям.
Найдем потенциальную и кинетическую энергии системы:
- Потенциальная энергия системы
- Кинетическая энергия системы
- Кинетическая энергия первого стержня
- Потенциальная энергия первого стержня
- Кинетическая энергия второго стержня
Найдем вектор угловой скорости второго стержня:
Для нахождения найдем тензоры поворота первого и второго стержней
Где:
- ось вращения второго стержня в данном положении
- ось вращения второго стержня в начальном положении
Теперь по формуле сложения угловых скоростей
Где:
Таким образом получаем что:
Найдем тензор поворота второго стержня:
Для этого произведем некоторые промежуточные вычисления
В результате получаем выражение для вектора угловой скорости второго стержня