Моделирование провисания троса под действием силы тяжести — различия между версиями
Kozulski (обсуждение | вклад) |
Kozulski (обсуждение | вклад) (→Моделирование) |
||
(не показано 8 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 9: | Строка 9: | ||
== Введение == | == Введение == | ||
− | [[File: | + | [[File:TW.jpg|thumb|Рис.1. Принцип определения местоположения]] |
− | Данная задача о провисании троса возникла из судостроительной отрасли. При навигации судов при помощи системы динамического позиционирования необходимо знать местоположение судна (подробнее о системе ДП в [[Медиа:DP_Systems.pptx|этой]] и [[Медиа:Применение_систем_динамического_позиционирования.pptx|этой]] презентациях). Одним из датчиков, позволяющих определить относительную позицию судна, является taut wire | + | Данная задача о провисании троса возникла из судостроительной отрасли. При навигации судов при помощи системы динамического позиционирования необходимо знать местоположение судна (подробнее о системе ДП в [[Медиа:DP_Systems.pptx|этой]] и [[Медиа:Применение_систем_динамического_позиционирования.pptx|этой]] презентациях). Одним из датчиков, позволяющих определить относительную позицию судна, является taut wire. Конструкционно представляет собой кран-балку, установленную на судне, через которую перекинут трос, закрепленный на дне при помощи тяжелого груза. Измеряя угол отклонения троса у конца кран-балки от вертикали, система определяет смещение судна от заданной позиции. Отклонение формы троса от прямой оказывает сильное влияние на точность позиционирования. |
+ | |||
+ | == Моделирование == | ||
+ | |||
+ | Трос провисает под действием силы тяжести и течения. В данной модели учитывается только сила тяжести. Трос моделируется как набор грузов, связанных линейными и угловыми пружинами. Концы троса закреплены. Линейные пружины подчиняются закону Гука: | ||
+ | <math>F = k \Delta l</math>, | ||
+ | а угловые создают момент <math>M = C(\phi - \Pi).</math> | ||
+ | В результате уравнение движения приняло вид: | ||
+ | <math>m_i\underline{\ddot{u}}_i = m_i \underline{g} + C(\underline{r}_{i+1} - \underline{r}_{i} - L0\frac{\underline{r}_{i+1} - \underline{r}_{i}}{|\underline{r}_{i+1} - \underline{r}_{i}|}) + C(\underline{r}_{i-1} - \underline{r}_{i} - L0\frac{\underline{r}_{i-1} - \underline{r}_{i}}{|\underline{r}_{i-1} - \underline{r}_{i}|}) + </math> <br> <math> + \underline{k}\times\frac{\underline{r}_{i+1} - \underline{r}_{i}}{|\underline{r}_{i+1} - \underline{r}_{i}|}\frac{1}{|\underline{r}_{i+1} - \underline{r}_{i}|}C1(\mathrm{arccos}\, \frac{(\underline{r}_{i+1} - \underline{r}_{i})(\underline{r}_{i-1} - \underline{r}_{i})}{|\underline{r}_{i+1} - \underline{r}_{i}||\underline{r}_{i-1} - \underline{r}_{i}|} - \Pi) + \underline{k}\times\frac{\underline{r}_{i-1} - \underline{r}_{i}}{|\underline{r}_{i-1} - \underline{r}_{i}|}\frac{1}{|\underline{r}_{i-1} - \underline{r}_{i}|}C1(\mathrm{arccos}\, \frac{(\underline{r}_{i+1} - \underline{r}_{i})(\underline{r}_{i-1} - \underline{r}_{i})}{|\underline{r}_{i+1} - \underline{r}_{i}||\underline{r}_{i-1} - \underline{r}_{i}|} - \Pi),</math> <br> <br> | ||
+ | где <math>C</math> - жесткость линейной пружины, <math>C1</math> - жесткость угловой пружины, <math>\underline{k}</math> - единичный орт, направленный вдоль <math>OZ</math>(для задания перпендикулярной составляющей силы от угловых пружин), <math>L0</math> - начальная длина линейной пружины, <math>\underline{r}_{i}</math> - радус-вектор i-ой точечной массы. | ||
+ | |||
+ | {{#widget:Iframe |url=http://tm.spbstu.ru/htmlets/Loginov_AA/index_TW.html |width=1100 |height=1110 |border=0 }} |
Текущая версия на 16:15, 26 января 2018
Курсовой проект по Механике дискретных сред
Исполнитель: Логинов Александр
Группа: 10 (43604/1)
Семестр: осень 2017
Введение[править]
Данная задача о провисании троса возникла из судостроительной отрасли. При навигации судов при помощи системы динамического позиционирования необходимо знать местоположение судна (подробнее о системе ДП в этой и этой презентациях). Одним из датчиков, позволяющих определить относительную позицию судна, является taut wire. Конструкционно представляет собой кран-балку, установленную на судне, через которую перекинут трос, закрепленный на дне при помощи тяжелого груза. Измеряя угол отклонения троса у конца кран-балки от вертикали, система определяет смещение судна от заданной позиции. Отклонение формы троса от прямой оказывает сильное влияние на точность позиционирования.
Моделирование[править]
Трос провисает под действием силы тяжести и течения. В данной модели учитывается только сила тяжести. Трос моделируется как набор грузов, связанных линейными и угловыми пружинами. Концы троса закреплены. Линейные пружины подчиняются закону Гука:
где - жесткость линейной пружины, - жесткость угловой пружины, - единичный орт, направленный вдоль (для задания перпендикулярной составляющей силы от угловых пружин), - начальная длина линейной пружины, - радус-вектор i-ой точечной массы.