Машина Голдберга, зажигающая лампочку — различия между версиями
IZOTOP (обсуждение | вклад) (→Расчеты элементов проекта) |
(→Этапы создания проекта) |
||
(не показано 69 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Машина Голдберга''', '''машина Руба Голдберга''', '''машина Робинсона-Голдберга''', '''Машина Робинсона''' или '''заумная машина''' — это устройство, которое выполняет очень простое действие чрезвычайно сложным образом — как правило, посредством длинной последовательности взаимодействий по «принципу домино». | '''Машина Голдберга''', '''машина Руба Голдберга''', '''машина Робинсона-Голдберга''', '''Машина Робинсона''' или '''заумная машина''' — это устройство, которое выполняет очень простое действие чрезвычайно сложным образом — как правило, посредством длинной последовательности взаимодействий по «принципу домино». | ||
+ | |||
==Описание== | ==Описание== | ||
===Актуальность=== | ===Актуальность=== | ||
Строка 18: | Строка 19: | ||
===Проектная команда=== | ===Проектная команда=== | ||
− | + | ''Группа 13151/2'' | |
* Беляускас Антонина | * Беляускас Антонина | ||
* Брюхова Ангелина | * Брюхова Ангелина | ||
Строка 41: | Строка 42: | ||
[[File:Машина голдберга.jpg|thumb|right|Машина Голдберга, зажигающая лампочку. Версия 1]] | [[File:Машина голдберга.jpg|thumb|right|Машина Голдберга, зажигающая лампочку. Версия 1]] | ||
# Груз на нити передает импульс ряду маятников, последний из которых ударяет по шарику. Шарик скатывается по желобу | # Груз на нити передает импульс ряду маятников, последний из которых ударяет по шарику. Шарик скатывается по желобу | ||
− | # Шарик ударяет по стержню, удерживающему маятник. Маятник | + | # Шарик ударяет по стержню, удерживающему маятник. Маятник поворачивается и приводит в движение брусок квадратного сечения |
# Брусок скатывается по цилиндрам и сбивает шар | # Брусок скатывается по цилиндрам и сбивает шар | ||
# Шар попадает в трубу, падает на наклонную плоскость и отскакивает в тележку | # Шар попадает в трубу, падает на наклонную плоскость и отскакивает в тележку | ||
Строка 50: | Строка 51: | ||
# Пройдя через воронку и с помощью системы блоков поднимает груз, который держит нить | # Пройдя через воронку и с помощью системы блоков поднимает груз, который держит нить | ||
# Нить, которая удерживала математический маятник, отпускает его. Маятник приходит в движение и ударяет по шарику | # Нить, которая удерживала математический маятник, отпускает его. Маятник приходит в движение и ударяет по шарику | ||
− | # Шарик скатывается по спиральному желобу | + | # Шарик скатывается по спиральному желобу |
# Шарик толкает вертушку, расположенную в вертикальной плоскости, которая толкает тележку с иголкой | # Шарик толкает вертушку, расположенную в вертикальной плоскости, которая толкает тележку с иголкой | ||
# Тележка с иголкой катится по криволинейной траектории и, выезжая, лопает шарик, который удерживает в равновесии рычаг | # Тележка с иголкой катится по криволинейной траектории и, выезжая, лопает шарик, который удерживает в равновесии рычаг | ||
# Рычаг поворачивается за счет груза на одном из его плеч | # Рычаг поворачивается за счет груза на одном из его плеч | ||
− | # Груз | + | # Груз, присоединенный к выключателю через блок, падает и включает лампочку |
===Материалы и предметы для создания проекта=== | ===Материалы и предметы для создания проекта=== | ||
* Шарики разных масс | * Шарики разных масс | ||
* Математические маятники | * Математические маятники | ||
− | * | + | * Машинки |
− | * | + | * Гофрированная сантехническая труба, гладкая трубка |
− | * Фанера | + | * Фанера, доски, деревянные бруски |
− | |||
* Клей | * Клей | ||
− | * | + | * Саморезы, болты, гайки, шурупы, гвозди |
− | * | + | * Пластик |
− | * | + | * Картон |
− | * | + | * Булавка, нить |
* Молоток | * Молоток | ||
* Лампочка | * Лампочка | ||
+ | * Пластилин | ||
+ | * Бутылки и коробка из-под сока | ||
+ | * Пенопласт | ||
+ | * Песок | ||
+ | * Краска | ||
===Инструменты для создания проекта=== | ===Инструменты для создания проекта=== | ||
+ | * Наждачная бумага | ||
* Отвертки | * Отвертки | ||
* Пила | * Пила | ||
* Молоток | * Молоток | ||
+ | * Шуруповерт | ||
+ | * Электролобзик | ||
+ | * Шлифовальная машина | ||
+ | * Лазерный станок | ||
===Этапы создания проекта=== | ===Этапы создания проекта=== | ||
Строка 86: | Строка 96: | ||
| 21.02.19 | | 21.02.19 | ||
| Определить последовательность действий машины Голдберга | | Определить последовательность действий машины Голдберга | ||
− | | Каждый предлагает свои идеи. Возникли разногласия по некоторым пунктам | + | | Каждый предлагает свои идеи. Возникли разногласия по некоторым пунктам |
− | | Определена основная последовательность | + | | Определена основная последовательность |
|- | |- | ||
| 07.03.19 | | 07.03.19 | ||
− | | | + | | Подобрать материалы и инструменты для проекта |
− | | | + | | Были найдены не все материалы, некоторые пришлось докупать |
− | | | + | | Необходимые материалы и инструменты были найдены |
|- | |- | ||
| 21.03.19 | | 21.03.19 | ||
− | | | + | | Произвести расчеты и создать схему машины Голдберга |
− | | | + | | Возникли проблемы с формулированием задач |
− | | | + | | Выполнили часть расчетов, создали схему |
|- | |- | ||
| 04.04.19 | | 04.04.19 | ||
− | | | + | | Сделать отдельные части проекта |
− | | | + | | Некоторые детали были потеряны, пришлось создавать их заново. Возникли сложности с созданием некоторых этапов, их пришлось заменить другими. Из-за недостатка времени на занятиях занимались сборкой в свое свободное время |
− | | | + | | Выполнили некоторые части проекта |
|- | |- | ||
| 18.04.19 | | 18.04.19 | ||
− | | | + | | Собрать машину; снять рабочий процесс |
− | | | + | | Возникли трудности с распределением задач между членами команды. Из-за недостатка времени на занятиях занимались сборкой в свое свободное время |
− | | Начали | + | | Начали собирать машину из имеющихся частей |
|- | |- | ||
| 16.05.19 | | 16.05.19 | ||
− | | | + | | Произвести пробные запуски, устранить недочеты |
− | | | + | | Из-за недостатка времени не успели собрать машину полностью |
− | | | + | | Произвели пробные запуски на отдельных этапах |
|- | |- | ||
| 30.05.19 | | 30.05.19 | ||
− | | | + | | Произвести показательный запуск машины Голдберга. Смонтировать видео и создать вики-страницу проекта |
− | | | + | | При создании вики-страницы возникли сложности с сохранением изменений и оформлением задач |
− | | | + | | Завершили проект, создали страницу и произвели показательный запуск |
|} | |} | ||
==Расчеты элементов проекта== | ==Расчеты элементов проекта== | ||
− | *Расчет | + | |
+ | *Задача 1. (Собко Ксения) Расчет высоты, на которую необходимо поднять первый маятник в ряду, чтобы шар достиг наклонной плоскости | ||
+ | |||
<div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
<div class="mw-collapsible-content"> | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
− | [[File: | + | |
+ | [[File:Задача1.1.jpg|thumb|Задача1.1|Схема для расчета высоты отклонения маятника]] | ||
+ | [[File:Задача1.2.jpg|thumb|Задача1.2|Первый и второй маятники в ряду в момент столкновения]] | ||
+ | [[File:Задача1.3.jpg|thumb|Задача1.3|Последний в ряду маятник и шар]] | ||
+ | |||
::<math>Дано:</math> | ::<math>Дано:</math> | ||
− | ::<math> | + | ::<math>m_{1}=m_{2}=...=m_{n}</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>V_{2}(t=0)=V_{3}(t=0)=...=V_{n}(t=0)=0</math> |
+ | ::<math>m_{т},μ,S,R</math> | ||
+ | |||
− | ::<math>Найти:~ | + | ::<math>Найти:~h</math> |
::<math>Решение:</math> | ::<math>Решение:</math> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | ::<math> | + | Столкновение будем считать упругим и центральным,тогда: |
− | ::<math> | + | |
+ | ::<math>p_{1}+p_{2}=p_{1}'+p_{2}'</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>m_{1}V_{1}+m_{2}V_{2}=m_{1}V_{1}'+m_{2}V_{2}';~V_{2}=0</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>m_{1}V_{1}=m_{1}V_{1}'+m_{2}V_{2}'</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>E_{К1}+Е_{К2}=Е_{К1}'+Е_{К2}'</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>V_{2}=0;~\frac {{m_{1}\cdot V_{1}}^2}{2}=\frac {{m_{1}\cdot V_{1}'}^2}{2}+\frac {{m_{2}\cdot V_{2}'}^2}{2}</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>V_{2}'=\frac {2m_{1}V_{1}}{m_{1}+m_{2}}</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>V_{1}'=\frac {{(}m_{1}-m_{2}{)}V_{1}}{m_{1}+m_{2}}</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>Если~m_{1}=m_{2},~то~V_{1}'=0,~V_{2}'=V_{1}</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Из ЗСЭ для первого шара: | ||
− | < | + | ::<math>m_{1}gh=\frac {{m_{т}V_{1}^2}}{2}</math> |
− | </ | ||
+ | ::<math>h=\frac {V_{1}^2}{2g};~F_{тр.к}=N~\frac {μ}{R}=\frac {μm_{т}g}{R}</math> | ||
− | + | ::<math>V_{1}^2=V_{2}'^2=\frac {2E}{m_{2}}=\frac {2F_{тр.к}S}{m_{2}}=\frac {2μNS}{Rm_{2}}=\frac {2μm_{т}gS}{Rm_{2}}</math> | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | ::<math>m_{ | ||
− | |||
− | |||
− | ::<math> | + | ::<math>h=\frac {2μm_{т}gS}{2gRm_{2}}=\frac {μm_{т}S}{Rm_{2}};~F_{тр}=N~\frac {μ}{Rm_{2}}=\frac {μS}{R}</math> |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
::<math>Ответ:</math> | ::<math>Ответ:</math> | ||
− | ::<math> | + | |
+ | ::<math>h=\frac {μm_{т}S}{Rm_{2}}</math> | ||
</div> | </div> | ||
</div> | </div> | ||
+ | <gallery> | ||
+ | Расчет высоты отклонения маятника.jpg|Задача 1 | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | *Задача 2. (Сухотерина Анна) Расчет импульса, передаваемого бруску при повороте рычага | ||
− | |||
<div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
<div class="mw-collapsible-content"> | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
− | [[File: | + | [[File:Задача2.jpg|thumb|Расчет импульса, передаваемого бруску]] |
::<math>Дано:</math> | ::<math>Дано:</math> | ||
− | ::<math> | + | ::<math>m = 21{,}17~г = 21{,}17\cdot 10^{-3}~кг~-~масса~груза</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>l = 12{,}3~см = 12{,}3\cdot 10^{-2}~м–~плечо~рычага</math> |
− | |||
− | |||
::<math>Найти:~p</math> | ::<math>Найти:~p</math> | ||
::<math>Решение:</math> | ::<math>Решение:</math> | ||
− | ::<math> | + | Работа, совершаемая силой тяжести при повороте: |
− | ::<math>\ | + | ::<math>A = M\cdot φ = Fl\cdot \frac{\pi}{2} = mgl\cdot \frac{\pi}{2}</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>A = ΔT = T_{кон} - T_{нач},~где~T_{нач} = 0</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>T_{кон} = \frac{Jω^2}{2} = \frac{ml^2\cdot v/l^2}{2} = \frac{mv^2}{2}</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>Получаем:~mgl\frac{\pi}{2} = \frac{mv^2}{2}</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>После~сокращения:~\pi gl = v^2 ⇒ v = \sqrt {\pi gl}</math> |
− | + | ::<math>Импульс,~передаваемый~бруску:~p = mv = m{\sqrt {\pi gl}}</math> | |
+ | ::<math>p = 21{,}17\cdot 10^{-3}\cdot {\sqrt {3{,}14\cdot 9{,}8 \cdot 12{,}3\cdot 10^{-2}}} = 41\cdot 10^{-3}~кг\cdot м/с</math> | ||
::<math>Ответ:</math> | ::<math>Ответ:</math> | ||
− | ::<math>p= | + | ::<math>p = 41\cdot 10^{-3}~кг\cdot м/с</math> |
</div> | </div> | ||
Строка 203: | Строка 226: | ||
− | * | + | *Задача 3. (Беляускас Антонина) Рассчитать энергии, который передал куб мячику |
+ | |||
<div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
<div class="mw-collapsible-content"> | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
− | [[File: | + | |
+ | |||
+ | [[File:Задача 3 (1).jpg|thumb|Задача 3 (1)|Рассчитать энергии, который передал куб мячику]] | ||
+ | |||
::<math>Дано:</math> | ::<math>Дано:</math> | ||
− | ::<math> | + | ::<math>m = 25{,}79 \cdot 10^{-3} ~кг~-~масса~куба</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>p_{0} = 41\cdot 10^{-3} м/с</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>h = 0,1~м~</math> |
− | ::<math>Найти: | + | ::<math>Найти: E_{кон}</math> |
::<math>Решение:</math> | ::<math>Решение:</math> | ||
− | ::<math> | + | ::Напишем закон сохранения энергии: |
− | ::<math> | + | ::<math>E_{0}+mgh=E_{кон}-А_{тр}</math> |
− | ::<math> | + | ::Найдём начальныю скорость через импульс: |
− | + | ::<math>p_{0}=m*V</math> | |
− | ::<math> | + | ::<math>V=\frac{p_{0}}{m}=\frac{41\cdot 10^{-3}~кг\cdot м/с}{25{,}79 \cdot 10^{-3} ~кг~}=1{,}58~м/c~</math> |
− | ::<math> | + | ::Найдём начальныю кинетическую энергию куба: |
+ | ::<math>E_{0}=\frac{m*V^{2}}{2}=\frac{25{,}79 \cdot 10^{-3}~кг~*1{,}58~м/c^{2}}{2}=32{,}6\cdot 10^{-3}~Дж~</math> | ||
+ | ::<math>А_{тр}=0</math> | ||
+ | ::Энергия, которая передаётся шарику: | ||
+ | ::<math>E_{кон}=E_{0}+mgh=32{,}6\cdot 10^{-3}~Дж~+25{,}79 \cdot 10^{-3}~кг~\cdot 10 н/м \cdot 10 \cdot 10^{-2} м =58{,}39 \cdot 10^{-3}~Дж~</math> | ||
::<math>Ответ:</math> | ::<math>Ответ:</math> | ||
− | ::<math> | + | ::<math>E_{кон}=58{,}39\cdot 10^{-3}~Дж~</math> |
</div> | </div> | ||
</div> | </div> | ||
+ | *Задача 4. (Овчинников Влад) Расчет горизонтального расстояния от трубы до тележки | ||
+ | |||
+ | <gallery> | ||
+ | Задача 4.jpg|Задача 4 | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | <gallery> | ||
+ | Задача 4 решение1.jpg|Задача 4 | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | *Задача 5. (Лепская Алёна) Нахождение коэффициента трения качения | ||
+ | |||
+ | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
+ | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
− | + | [[File:Нахождение коэффициента трения качения.jpg|thumb]] | |
+ | |||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
+ | *Задача 5. (Тарханова Софья) Расчет импульса, который нужно сообщить тележке, чтобы она запустила цепную реакцию домино | ||
− | ::<math>Найти: | + | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> |
+ | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
+ | [[File:Задача5.jpg|thumb|Задача5|Расчет импульса, который нужно сообщить тележке, чтобы она запустила цепную реакцию домино]] | ||
+ | ::<math>Дано:</math> | ||
+ | ::<math>m_{тележка}</math> | ||
+ | ::<math>\mu</math> | ||
+ | ::<math>S</math> | ||
+ | ::<math>Найти:~p</math> | ||
− | ::<math>Решение:</math> | + | ::<math>Решение:</math> |
− | + | По закону сохранения энергии: | |
− | ::<math> | + | ::<math>K=A_{тр}</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>K=F_{тр}S</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>mv^2/2=\mu\cdot mgS</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>Откуда~v=\sqrt{2\mu\cdot gS}</math> |
+ | ::<math>Тогда~p=mv=m\sqrt{2\mu\cdot gS}</math> | ||
− | ::<math>Ответ:</math> | + | ::<math>Ответ:</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>p=m\sqrt{2\mu\cdot gS}</math> |
− | </div> | + | </div> |
</div> | </div> | ||
+ | <gallery> | ||
+ | Задача 5 решение.jpg|Задача 5 | ||
+ | </gallery> | ||
− | *Расчет скорости шарика, запускаемого катапультой | + | *Задача 6. (Лысенко Мария) Расчет скорости шарика, запускаемого катапультой |
<div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
<div class="mw-collapsible-content"> | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
+ | |||
[[File:Задача6.jpg|thumb|Задача 7]] | [[File:Задача6.jpg|thumb|Задача 7]] | ||
Строка 269: | Строка 324: | ||
::<math>Решение:</math> | ::<math>Решение:</math> | ||
− | + | По закону равноускоренного движения запишем формулы: | |
::<math>\vec{V}=\vec{V}_{0}+\vec{g}t ~и ~\vec{s}=\vec{V}_{0}t+\frac{\vec{g}t^2}{2}</math> | ::<math>\vec{V}=\vec{V}_{0}+\vec{g}t ~и ~\vec{s}=\vec{V}_{0}t+\frac{\vec{g}t^2}{2}</math> | ||
− | + | В условии данной задачи получаем: | |
::<math>V_{м}=gt ~и ~S=h=\frac{gt^2}{2}</math> | ::<math>V_{м}=gt ~и ~S=h=\frac{gt^2}{2}</math> | ||
::<math>V_{м}=\sqrt {2gh}</math> | ::<math>V_{м}=\sqrt {2gh}</math> | ||
− | + | Когда молоток падает на рычаг, вся его кинетическая энергия передается шарику. | |
::<math>E_{м}=E_{ш}</math> | ::<math>E_{м}=E_{ш}</math> | ||
::<math>\frac{m_{м}V_{м}^2}{2}=\frac{m_{ш}V_{ш}^2}{2}</math> | ::<math>\frac{m_{м}V_{м}^2}{2}=\frac{m_{ш}V_{ш}^2}{2}</math> | ||
Строка 287: | Строка 342: | ||
− | *Расчет | + | *Задача 7. (Лепская Алёна) Расчет траектории полета шарика, запускаемого катапультой |
<div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
<div class="mw-collapsible-content"> | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
− | |||
− | ::<math>Дано: | + | [[File:Задача 7.png|thumb|Задача 7|Схема для расчета траектории полета шарика]] |
+ | |||
+ | ::<math>Дано:</math> | ||
+ | ::<math>\alpha</math> | ||
+ | ::<math>v_{0}</math> | ||
+ | ::<math>g</math> | ||
− | ::<math>Найти:~ | + | ::<math>Найти:~l</math> |
::<math>Решение:</math> | ::<math>Решение:</math> | ||
− | ::<math> | + | ::<math>1)~l=v_{1}t~(1),~где~v_{1}=v_{0}cos\alpha~(2)</math> |
− | ::<math> | + | |
+ | |||
+ | ::<math>2)~h=\frac {{g(\frac {{t}}{2})^2}}{2}=\frac {{v_{2}^2}}{2g}=>t=\frac {{2v_{2}}}{g}~(3),~где~v_{2}=v_{0}sin\alpha~(4)</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>3)~Подставляя~все~в~(1),~получим:</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>l=v_{0}cos\alpha\frac {{2v_{0}sin\alpha}}{g}=\frac {{{2v_{0}^2sin\alpha}cos\alpha}}{g}=\frac {{v_{0}^2sin2\alpha}}{g}</math> | ||
::<math>Ответ:</math> | ::<math>Ответ:</math> | ||
− | ::<math> | + | |
+ | ::<math>l=\frac {{v_{0}^2sin2\alpha}}{g}</math> | ||
</div> | </div> | ||
Строка 309: | Строка 377: | ||
− | * | + | *Задача 8. (Широкова Вероника) Расчет начального уровня воды в сообщающихся сосудах |
<div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
− | <div class="mw-collapsible-content"> | + | <div class="mw-collapsible-content"> |
− | [[File: | + | [[File:Задача_8.jpg|thumb|Расчет начального уровня воды в сообщающихся сосудах]] |
− | ::<math>Дано:~ | + | ::<math>Дано:</math> |
− | ::<math>Найти:~ | + | |
+ | ::<math>k=0{,}6~-~отношение~площадей~сечения~сосудов</math> | ||
+ | ::<math>m=0{,}15~кг~</math> | ||
+ | |||
+ | ::<math>h=0{,}11~м~-~высота~подъема~поршня~с~шариком</math> | ||
+ | ::<math>Найти: </math> | ||
+ | ::<math>h_{a}~-~начальная~высота~правого~поршня~без~шарика</math> | ||
+ | ::<math>h_{b}~-~начальная~высота~левого~поршня~с~шариком</math> | ||
+ | |||
+ | ::<math>Решение:</math> | ||
+ | ::<math>1~случай</math> | ||
+ | В начальном положении поршни находятся на уровнях h(a), h(b). По закону Паскаля давление в обоих коленах трубки на уровне одинаково: | ||
+ | ::<math>p_{в}gh_{b}+mg=p_{в}g h_{a}</math> | ||
+ | ::<math>h_{a}=m/p_{в}+h_{b}</math> | ||
+ | ::<math>2~случай</math> | ||
+ | На поршень c площадью kS (k>1) попадает шарик. Так как грузы имеют одинаковые массы, то в состоянии равновесия по закону Паскаля в сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. Запишем условие равенства: | ||
+ | ::<math>p_{в}h_{a1}+mg=p_{в}g h_{b1}+mg~=>~h_{a1}=h_{b1}=h_{0} </math> | ||
+ | |||
+ | Первое, что необходимо отметить – это то, что объем воды не изменится. Объем жидкости, вытесняемый из правого колена равен объему прибавившемуся в левом, так как она не сжимаема. | ||
+ | ::<math>(h_{a}-h_{0}) \cdot kS=(h_{0}-h_{b}) \cdot S </math> | ||
+ | ::<math>h_{0}=h_{b}+k(h_{a}-h_{0})</math> | ||
+ | ::<math>h_{a}=(p_{в}h_{0}(1+k)+m)/p_{в}h_{0}</math> | ||
+ | ::<math>h_{a}=0{,}118~м</math> | ||
+ | ::<math>h_{b}=h_{a}-m/p_{в}</math> | ||
+ | ::<math>h_{b}=0{,}109~м</math> | ||
+ | ::<math>Ответ:</math> | ||
+ | ::<math>h_{a}=0{,}118~м</math> | ||
+ | ::<math>h_{b}=0{,}109~м</math> | ||
+ | |||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | *Задача 9. (Брюхова Ангелина) Расчет массы груза, который необходимо поднять с помощью системы из двух блоков | ||
+ | |||
+ | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
+ | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
+ | |||
+ | [[File:Задача_9.jpg|thumb|Расчет массы груза, который необходимо поднять с помощью системы из двух блоков]] | ||
+ | |||
+ | ::<math>Дано:</math> | ||
+ | ::<math>m, M, T</math> | ||
+ | |||
+ | ::<math>Найти:~m1</math> | ||
+ | |||
::<math>Решение:</math> | ::<math>Решение:</math> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | Для начала запишем II закон Ньютона: | |
− | + | ||
+ | ::<math>m_{1}g+T+T+(m+M)g=m_{1}a+(m+M)a</math> | ||
+ | |||
+ | Так как нам необходимо только приподнять груз m1, то, воспользовавшись Вторым законом Ньютона, запишем следующее неравенство (силы сразу берем в проекции на ось Oy): | ||
+ | ::<math>-m_{1}g+2T-(m+M)g≥0</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>-m_{1}g+2T-mg+Mg≥0</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>m_{1}g≤2T-g(m-M)</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>m_{1}≤2T/g+M-m</math> | ||
+ | |||
− | |||
− | |||
− | |||
::<math>Ответ:</math> | ::<math>Ответ:</math> | ||
− | ::<math> | + | |
+ | ::<math>m_{1}≤2T/g+M-m</math> | ||
+ | |||
+ | [[File:Задача 9 решение .jpg|thumb]] | ||
</div> | </div> | ||
Строка 335: | Строка 457: | ||
− | *Расчет | + | *Задача 10. (Халявина Наталья) Расчет скорости математического маятника перед ударом о шарик |
+ | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
+ | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
+ | |||
+ | [[File:Задача10.jpg|thumb|right|Схема для расчёта высоты груза математического маятника]] | ||
+ | |||
+ | ::<math>Дано:~h</math> | ||
+ | |||
+ | ::<math>Найти:~v</math> | ||
+ | |||
+ | ::<math>Решение:</math> | ||
+ | |||
+ | ::<math>mgh=\frac{m \cdot v^2}{2}</math> | ||
+ | ::<math>v =\sqrt {2gh}</math> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ::<math>Ответ:</math> | ||
+ | ::<math>v =\sqrt {2gh}</math> | ||
+ | </div> | ||
+ | |||
+ | </div> | ||
+ | |||
+ | <gallery> | ||
+ | 10 задача.jpg|10 задача | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | *Задача 11. (Сидельников Егор) Расчет скорости шарика, вылетающего из спирали | ||
<div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
− | <div class="mw-collapsible-content"> | + | <div class="mw-collapsible-content"> |
− | [[File: | + | [[File:Задача 11.jpg|thumb|Задача 11. Расчет скорости шарика, вылетающего из спирали]] |
+ | ::<math>Дано:</math> | ||
+ | ::<math>V_{0}</math> | ||
+ | ::<math>H</math> | ||
+ | ::<math>m</math> | ||
+ | |||
+ | ::<math>Найти:V</math> | ||
− | |||
− | |||
::<math>Решение:</math> | ::<math>Решение:</math> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | ::<math> | + | ::<math>По~ЗСЭ:</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>mgh+\frac{mV_{0}^2}{2}=\frac{mV^2}{2}</math> |
− | ::<math> | + | ::<math>V^2=2gh+V_{0}^2</math> |
+ | ::<math>V=\sqrt {2gh+V_{0}^2}</math> | ||
+ | |||
+ | ::<math>Ответ:</math> | ||
+ | ::<math>V=\sqrt {2gh+V_{0}^2}</math> | ||
+ | |||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | |||
+ | <gallery> | ||
+ | Задача 11 решение.jpg|Задача 11 | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | *Задача 12. (Цветков Евгений) Расчёт энергии,переданной крестообразным вращающимся стержнем тележке | ||
+ | |||
+ | <gallery> | ||
+ | Задача 12 решение.jpg|Задача 12 | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | *Задача 13. (Гринёва Диана) Расчет конечной скорости тележки | ||
+ | |||
+ | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
+ | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
+ | [[File:Задача13.jpg|thumb|right|Задача13|Расчет конечной скорости тележки]] | ||
+ | Для~того, чтобы вычислить скорость, с которой тележка вылетит с горки, запишем закон сохранения энергии: | ||
+ | ::<math>Е_{п1}+Е_{к1}=Е_{к2}+Е_{п2}</math> | ||
+ | ::<math>Е_{п1}=mgh_{1}</math> | ||
+ | ::<math>Е_{к1}=0</math> | ||
+ | ::<math>Е_{п2}=mgh_{2}</math> | ||
+ | ::<math>Е_{к2}=\frac{mV^2}{2}</math> | ||
+ | |||
+ | ::<math>mgh_{1}=\frac{mV^2}{2}~+~mgh_{2}</math> | ||
+ | ::<math>V=\sqrt{2g\cdot{(h_{1}-h_{2})}}</math> | ||
+ | |||
+ | ::<math>Ответ:</math> | ||
+ | ::<math>V=\sqrt{2g\cdot{(h_{1}-h_{2})}}</math> | ||
+ | |||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | |||
+ | <gallery> | ||
+ | Задача 13 решение.jpg|Задача 13 | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | *Задача 14. (Игнатьева Анна) Расчет угла для необходимой силы натяжения нити | ||
+ | |||
+ | <div class="mw-collapsible mw-collapsed"> | ||
+ | <div class="mw-collapsible-content"> | ||
+ | [[File:Задача 14 (1).jpg|thumb]] | ||
+ | ::<math>Дано:</math> | ||
+ | ::<math>V_{бр}=32,3*4*2,8 см_{2}</math> | ||
+ | ::<math>F=0,14H</math> | ||
+ | ::<math>R=32,3см=0,323м</math> | ||
+ | ::<math>Найти:a(угол)</math> | ||
+ | ::<math>Решение:</math> | ||
+ | До того как игла проткнет шар, система находится в состоянии покоя; затем игла протыкает шар. Распишем момент сил относительно правого конца бруска: | ||
+ | ::<math>FRsina=MgR</math> | ||
+ | ::<math>a=arcsin\frac{MgR}{FR}</math> | ||
+ | Найдем массу бруска через его объем и плотность(360 кг/м_{3}): | ||
+ | ::<math>M=pV=450*0,323*0,04*0,028=0,163 кг</math> | ||
+ | Где p - плотность бруска, V - его объем. | ||
+ | Тогда получим конечную формулу: | ||
+ | ::<math>a=arcsin\frac{MgR}{FR}=arcsin\frac{0,163*10}{0,14}=arcsin0,93024 = 68,472 гр </math> | ||
::<math>Ответ:</math> | ::<math>Ответ:</math> | ||
− | ::<math> | + | ::<math>a= 68,472 гр</math> |
</div> | </div> | ||
</div> | </div> | ||
+ | |||
+ | *Задача 15. (Панфилова София) Расчет силы, необходимой, чтобы выдернуть картонку из-под груза | ||
+ | |||
+ | |||
+ | <gallery> | ||
+ | Задача 15 решение.jpg|Задача 15 | ||
+ | </gallery> | ||
==Результаты по проекту== | ==Результаты по проекту== | ||
− | + | Несмотря на то что в процессе расчетов и пробных запусков пришлось убрать или модифицировать некоторые этапы, машина Голдберга выполняет необходимую задачу: включает лампочку. | |
Видео запуска машины Голдберга. | Видео запуска машины Голдберга. | ||
− | {{#widget:YouTube|id= | + | {{#widget:YouTube|id=rdPbUYwHdMs}} |
− | + | Рабочий процесс создания машины Голдберга. | |
− | {{#widget:YouTube|id= | + | {{#widget:YouTube|id=mbf75SRTfYc}} |
==Литература и ссылки== | ==Литература и ссылки== |
Текущая версия на 01:50, 12 июня 2020
Машина Голдберга, машина Руба Голдберга, машина Робинсона-Голдберга, Машина Робинсона или заумная машина — это устройство, которое выполняет очень простое действие чрезвычайно сложным образом — как правило, посредством длинной последовательности взаимодействий по «принципу домино».
Содержание
Описание[править]
Актуальность[править]
Актуальность данного проекта заключается в том, что при создании машины Голдберга можно найти практическое применение курсу теоретической механики.
Цель проекта[править]
Создать машину Голдберга, которая будет выполнять цепочку взаимодействий, приводящих ко включению лампочки.
Задачи проекта[править]
- Определить последовательность действий, которые будут выполняться машиной Голдберга
- Подобрать необходимые материалы, предметы и инструменты для создания проекта
- Произвести расчеты и вычисления для определения параметров отдельных частей проекта
- Создать схему машины Голдберга
- Сделать отдельные части проекта
- Собрать машину Голдберга
- Произвести пробные запуски и устранить недочеты
- Смонтировать видео
- Произвести показательный запуск машины Голдберга
- Создать вики-страницу проекта
Проектная команда[править]
Группа 13151/2
- Беляускас Антонина
- Брюхова Ангелина
- Гринёва Диана
- Игнатьева Анна
- Лепская Алёна
- Лысенко Мария
- Овчинников Влад
- Панфилова София
- Сидельников Егор
- Собко Ксения
- Сухотерина Анна
- Тарханова Софья
- Халявина Наталья
- Цветков Евгений
- Широкова Вероника
Работа по проекту[править]
Действия, выполняемые машиной Голдберга[править]
- Груз на нити передает импульс ряду маятников, последний из которых ударяет по шарику. Шарик скатывается по желобу
- Шарик ударяет по стержню, удерживающему маятник. Маятник поворачивается и приводит в движение брусок квадратного сечения
- Брусок скатывается по цилиндрам и сбивает шар
- Шар попадает в трубу, падает на наклонную плоскость и отскакивает в тележку
- Тележка с шариком катится и толкает домино, которое находится на лестнице
- Последняя доминошка с лезвием падает и перерезает нить, которая держит молоток
- Молоток падает на одно из плеч катапульты и запускает шарик под углом 45 градусов
- Катапульта забрасывает шарик в одно из колен сообщающихся сосудов. Шарик своим весом вытесняет воду во втором плече и поднимает поршень, на котором находится другой шарик, так что он за счет наклона верхней грани поршня скатывается в воронку
- Пройдя через воронку и с помощью системы блоков поднимает груз, который держит нить
- Нить, которая удерживала математический маятник, отпускает его. Маятник приходит в движение и ударяет по шарику
- Шарик скатывается по спиральному желобу
- Шарик толкает вертушку, расположенную в вертикальной плоскости, которая толкает тележку с иголкой
- Тележка с иголкой катится по криволинейной траектории и, выезжая, лопает шарик, который удерживает в равновесии рычаг
- Рычаг поворачивается за счет груза на одном из его плеч
- Груз, присоединенный к выключателю через блок, падает и включает лампочку
Материалы и предметы для создания проекта[править]
- Шарики разных масс
- Математические маятники
- Машинки
- Гофрированная сантехническая труба, гладкая трубка
- Фанера, доски, деревянные бруски
- Клей
- Саморезы, болты, гайки, шурупы, гвозди
- Пластик
- Картон
- Булавка, нить
- Молоток
- Лампочка
- Пластилин
- Бутылки и коробка из-под сока
- Пенопласт
- Песок
- Краска
Инструменты для создания проекта[править]
- Наждачная бумага
- Отвертки
- Пила
- Молоток
- Шуруповерт
- Электролобзик
- Шлифовальная машина
- Лазерный станок
Этапы создания проекта[править]
Срок | Задача | Возникающие проблемы | Что сделано к сроку |
21.02.19 | Определить последовательность действий машины Голдберга | Каждый предлагает свои идеи. Возникли разногласия по некоторым пунктам | Определена основная последовательность |
07.03.19 | Подобрать материалы и инструменты для проекта | Были найдены не все материалы, некоторые пришлось докупать | Необходимые материалы и инструменты были найдены |
21.03.19 | Произвести расчеты и создать схему машины Голдберга | Возникли проблемы с формулированием задач | Выполнили часть расчетов, создали схему |
04.04.19 | Сделать отдельные части проекта | Некоторые детали были потеряны, пришлось создавать их заново. Возникли сложности с созданием некоторых этапов, их пришлось заменить другими. Из-за недостатка времени на занятиях занимались сборкой в свое свободное время | Выполнили некоторые части проекта |
18.04.19 | Собрать машину; снять рабочий процесс | Возникли трудности с распределением задач между членами команды. Из-за недостатка времени на занятиях занимались сборкой в свое свободное время | Начали собирать машину из имеющихся частей |
16.05.19 | Произвести пробные запуски, устранить недочеты | Из-за недостатка времени не успели собрать машину полностью | Произвели пробные запуски на отдельных этапах |
30.05.19 | Произвести показательный запуск машины Голдберга. Смонтировать видео и создать вики-страницу проекта | При создании вики-страницы возникли сложности с сохранением изменений и оформлением задач | Завершили проект, создали страницу и произвели показательный запуск |
Расчеты элементов проекта[править]
- Задача 1. (Собко Ксения) Расчет высоты, на которую необходимо поднять первый маятник в ряду, чтобы шар достиг наклонной плоскости
- Задача 2. (Сухотерина Анна) Расчет импульса, передаваемого бруску при повороте рычага
- Задача 3. (Беляускас Антонина) Рассчитать энергии, который передал куб мячику
- Задача 4. (Овчинников Влад) Расчет горизонтального расстояния от трубы до тележки
- Задача 5. (Лепская Алёна) Нахождение коэффициента трения качения
- Задача 5. (Тарханова Софья) Расчет импульса, который нужно сообщить тележке, чтобы она запустила цепную реакцию домино
- Задача 6. (Лысенко Мария) Расчет скорости шарика, запускаемого катапультой
- Задача 7. (Лепская Алёна) Расчет траектории полета шарика, запускаемого катапультой
- Задача 8. (Широкова Вероника) Расчет начального уровня воды в сообщающихся сосудах
В начальном положении поршни находятся на уровнях h(a), h(b). По закону Паскаля давление в обоих коленах трубки на уровне одинаково:
На поршень c площадью kS (k>1) попадает шарик. Так как грузы имеют одинаковые массы, то в состоянии равновесия по закону Паскаля в сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. Запишем условие равенства:
Первое, что необходимо отметить – это то, что объем воды не изменится. Объем жидкости, вытесняемый из правого колена равен объему прибавившемуся в левом, так как она не сжимаема.
- Задача 9. (Брюхова Ангелина) Расчет массы груза, который необходимо поднять с помощью системы из двух блоков
- Задача 10. (Халявина Наталья) Расчет скорости математического маятника перед ударом о шарик
- Задача 11. (Сидельников Егор) Расчет скорости шарика, вылетающего из спирали
- Задача 12. (Цветков Евгений) Расчёт энергии,переданной крестообразным вращающимся стержнем тележке
- Задача 13. (Гринёва Диана) Расчет конечной скорости тележки
- Задача 14. (Игнатьева Анна) Расчет угла для необходимой силы натяжения нити
- Задача 15. (Панфилова София) Расчет силы, необходимой, чтобы выдернуть картонку из-под груза
Результаты по проекту[править]
Несмотря на то что в процессе расчетов и пробных запусков пришлось убрать или модифицировать некоторые этапы, машина Голдберга выполняет необходимую задачу: включает лампочку.
Видео запуска машины Голдберга.
Рабочий процесс создания машины Голдберга.
Литература и ссылки[править]
- Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи
- Инструкция по охране труда при работе с ручным инструментом
- Как создать машину Руба Голдберга самому
- Краткая теория по теоретической механике
- Машина Голдберга
- Методическое пособие по использованию 3D принтера DFKit
- Методическое пособие по использованию ЧПУ лазерного станка DFKit
- Примеры различных машин Голдберга:
75 Rube Goldberg Ideas & Inventions | DoodleChaos The Dresser - Rube Goldberg Machine for Getting Dressed | Joseph's Machines Marble run | Vivify cg Мастерская Голдберга | СПб и Мск | Лекториум