КП: Прицельный бильярд — различия между версиями
(→Решение) |
Павел (обсуждение | вклад) (→Решение) |
||
Строка 41: | Строка 41: | ||
<math> θ_{1}, θ_{2} </math> - углы отклонения первого и второго шаров после столкновения по отношению к направлению удара.<math> χ</math> - угол поворота первого шара в системе центра инерции. | <math> θ_{1}, θ_{2} </math> - углы отклонения первого и второго шаров после столкновения по отношению к направлению удара.<math> χ</math> - угол поворота первого шара в системе центра инерции. | ||
− | <math> θ_{1} =\frac{χ}{2} </math> , <math> θ_{2} =\frac{π - χ}{2} </math> | + | <big><math> θ_{1} =\frac{χ}{2} </math></big> , <big><math> θ_{2} =\frac{π - χ}{2} </math></big> |
<math> ú_{1} , ú_{2} </math> - абсолютные величины скоростей шаров после столкновения. | <math> ú_{1} , ú_{2} </math> - абсолютные величины скоростей шаров после столкновения. | ||
− | <math> ú_{1} = \cos(\frac{θ}{2})*v </math> , <math> ú_{2} = \sin(\frac{θ}{2})*v </math> , где <math> v = v_{2} - v_{1} </math> | + | <big><math> ú_{1} = \cos(\frac{θ}{2})*v </math></big> , <big><math> ú_{2} = \sin(\frac{θ}{2})*v </math></big> , где <math> v = v_{2} - v_{1} </math> |
Рассмотрим частный случай (рис.1): | Рассмотрим частный случай (рис.1): |
Версия 13:05, 12 мая 2015
А.М. Кривцов > Теоретическая механика > Курсовые проекты ТМ 2015 > Прицельный бильярдКурсовой проект по Теоретической механике
Исполнитель: Степанов Матвей
Группа: 09 (23604)
Семестр: весна 2015
Содержание
Аннотация проекта
Проект направлен на изучение динамики взаимодействия шаров при игре в бильярд. В ходе работы над проектом рассмотрен удар под названием "резка", написана программа, на языке JavaScript, моделирующая игровой процесс.
Формулировка задачи
- Написать программу, моделирующую динамику взаимодействия шаров при игре в Бильярд. Взаимодействие между шарами описывается с помощью потенциала Леннарда-Джонса.
- Реализовать сложные комбинации при игре в Бильярд.
Общие сведения по теме
Характерной особенностью всех бильярдных игр является передвижение шаров с помощью кия. Основные характерные особенности: шары, незначительно уступающие по размерам створу лузы (диаметр шара 68—68,5 мм., а вес около 285 г.) ширина створа угловой лузы 72—73 мм, средней лузы 82—83 мм).
При реализации данной задачи используется стол с размерами игрового поля 2240 х 1120 мм, диаметром шара 68 мм и размерами луз 72 и 82 мм соответственно.
Программа для игры в Бильярд
Решение
Задача: Рассчитать скорость и угол направления удара, при котором оба шара (рис.1) окажутся в верхних лузах.
На рис.1, один из шаров(биток) смещен с оси прямого удара, таким образом появляется резка. Нужно попасть битком в точку на прицельном шаре, от которой через математический центр прицельного шара до центра лузы проходит прямая линия. При малой резке эта точка на прицельном шаре еще видна, но по мере увеличения резки она становится практически невидимой.
Будем считать, что шары однородные и совершенно сферической формы.
- углы отклонения первого и второго шаров после столкновения по отношению к направлению удара. - угол поворота первого шара в системе центра инерции.
,
- абсолютные величины скоростей шаров после столкновения.
, , где
Рассмотрим частный случай (рис.1):
мм. - расстояние от прицельного шара до верхней левой лузы. мм. - расстояние от битка до верхней правой лузы, в момент соприкосновения шаров. мм. - расстояние между шарами в начальный момент времени.
,
, , , т.к. в нашем случае прицельный шар в начальный момент времени неподвижен.
В рассмотренном случае угол, под которым производится удар, по отношению к оси OX равен
. В общем случае этот угол зависит от расположения битка.Обсуждение результатов и выводы
Скачать отчет:
Скачать презентацию:
Ссылки по теме
Математическая теория явлений бильярдной игры - Г. Кориолис.