Редактирование: История кафедры "Теоретическая механика"
Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
== С чего все началось == | == С чего все началось == | ||
К началу XIX века в России сформировалось слаборазвитое школьное образование, высшее образование было представлено двумя молодыми университетами, а система высшего технического образования не существовала вовсе. Отставание России в области образования от ведущих стран мира измерялось многими столетиями. В то же время, в геополитическом отношении Россия являлась активнейшим участником общеевропейского процесса. Поэтому преодоление научно-технического отставания России стало жизненной необходимостью. И, как всегда в истории России, времени на это было не дано. Именно в таких условиях принималось решение о развитии в России собственной системы высшего технического образования. При этом Россия не могла использовать пути, по которому шло становление высшего образования в европейских странах, поскольку для этого требовались необозримо большие сроки. В России был реализован принципиально новый проект высшего технического учебного заведения, который, в конечном счете, стал образцом для всего мира. Здесь не место для обсуждения замечательных особенностей этого проекта. Достаточно напомнить, что к 1960 году высшее техническое образование в России стало одним из лучших в мире, хотя в других странах оно также бурно развивалось. Важнейшей особенностью российского втуза являлся упор на механику и механические дисциплины. Дело здесь не только в том, что механика является основой многих технических специальностей. Механика играет важнейшую роль в самом процессе образования, поскольку это единственная (остающаяся таковой и поныне) рациональная наука первых принципов, в которой многообразные проблемы техники и строительства рассматриваются дедуктивным методом на основе немногих начальных принципов. Именно механика позволяет будущим инженерам активно овладеть основными математическими понятиями, ибо только в механике имеется точное, почти взаимно однозначное, соответствие между абстрактными символами и реальными объектами. В результате, российские инженеры всегда славились органичным сочетанием интуитивного мышления с достаточо высокой математической подготовкой. Реализация упомянутой выше образовательной функции механики в российских втузах была возложена на кафедры теоретической механики. | К началу XIX века в России сформировалось слаборазвитое школьное образование, высшее образование было представлено двумя молодыми университетами, а система высшего технического образования не существовала вовсе. Отставание России в области образования от ведущих стран мира измерялось многими столетиями. В то же время, в геополитическом отношении Россия являлась активнейшим участником общеевропейского процесса. Поэтому преодоление научно-технического отставания России стало жизненной необходимостью. И, как всегда в истории России, времени на это было не дано. Именно в таких условиях принималось решение о развитии в России собственной системы высшего технического образования. При этом Россия не могла использовать пути, по которому шло становление высшего образования в европейских странах, поскольку для этого требовались необозримо большие сроки. В России был реализован принципиально новый проект высшего технического учебного заведения, который, в конечном счете, стал образцом для всего мира. Здесь не место для обсуждения замечательных особенностей этого проекта. Достаточно напомнить, что к 1960 году высшее техническое образование в России стало одним из лучших в мире, хотя в других странах оно также бурно развивалось. Важнейшей особенностью российского втуза являлся упор на механику и механические дисциплины. Дело здесь не только в том, что механика является основой многих технических специальностей. Механика играет важнейшую роль в самом процессе образования, поскольку это единственная (остающаяся таковой и поныне) рациональная наука первых принципов, в которой многообразные проблемы техники и строительства рассматриваются дедуктивным методом на основе немногих начальных принципов. Именно механика позволяет будущим инженерам активно овладеть основными математическими понятиями, ибо только в механике имеется точное, почти взаимно однозначное, соответствие между абстрактными символами и реальными объектами. В результате, российские инженеры всегда славились органичным сочетанием интуитивного мышления с достаточо высокой математической подготовкой. Реализация упомянутой выше образовательной функции механики в российских втузах была возложена на кафедры теоретической механики. | ||
Строка 13: | Строка 9: | ||
== '''Евгений Леопольдович Николаи''' == | == '''Евгений Леопольдович Николаи''' == | ||
− | [[Файл:Nikolai.gif|left|120px]] | + | [[Файл:Nikolai.gif|left|120px]] |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Евгений Леопольдович Николаи (1880-1950) работал на кафедре с 1903 года, а в периоды с 1930 по 1936 и с 1944 по 1950 был ее заведующим. В 1916 г. Е.Л.Николаи успешно защитил магистерскую диссертацию “К задаче об упругой линии двоякой кривизны”, а в июне 1917 г. Ученый Совет Петроградского политехнического института единогласно избрал его на должность профессора по кафедре теоретической механики. Проф. Е.Л.Николаи читает цикл лекций по общему курсу теоретической механики на факультетах: механическом, химическом, индустриального земледелия и по некоторым специальным курсам – теории упругости, гидродинамике, динамике машин. В процессе накопленного педагогического опыта Е.Л.Николаи приходит к убеждению о необходимости иного построения курса лекций по теоретической механике и создает собственный курс механики для тех втузов города, где он преподавал (Политехнический, Технологический, Путей сообщения). Затем Евгений Леопольдович составляет фундаментальное руководство в двух частях “Лекции по теоретической механике” (1922-1925). Этот учебник вскоре был принят во всех втузах нашей страны и тем самым составил целую эпоху в преподавании теоретической механики: до 1937 года первая часть учебника выдержала одиннадцать, а вторая – пять повторных изданий. В последующие годы Е.Л.Николаи выпустил третью часть, в которую включил уравнения Лагранжа, и теорию малых колебаний, и в 1939 г. в переработанном и значительно дополненном виде учебник вышел в трех частях под названием “Теоретическая механика”. Написанный с предельной ясностью и четкостью, этот курс дает необходимые каждому инженеру знания по теоретической механике и содержит многочисленные технические иллюстрации законов механики. | Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Евгений Леопольдович Николаи (1880-1950) работал на кафедре с 1903 года, а в периоды с 1930 по 1936 и с 1944 по 1950 был ее заведующим. В 1916 г. Е.Л.Николаи успешно защитил магистерскую диссертацию “К задаче об упругой линии двоякой кривизны”, а в июне 1917 г. Ученый Совет Петроградского политехнического института единогласно избрал его на должность профессора по кафедре теоретической механики. Проф. Е.Л.Николаи читает цикл лекций по общему курсу теоретической механики на факультетах: механическом, химическом, индустриального земледелия и по некоторым специальным курсам – теории упругости, гидродинамике, динамике машин. В процессе накопленного педагогического опыта Е.Л.Николаи приходит к убеждению о необходимости иного построения курса лекций по теоретической механике и создает собственный курс механики для тех втузов города, где он преподавал (Политехнический, Технологический, Путей сообщения). Затем Евгений Леопольдович составляет фундаментальное руководство в двух частях “Лекции по теоретической механике” (1922-1925). Этот учебник вскоре был принят во всех втузах нашей страны и тем самым составил целую эпоху в преподавании теоретической механики: до 1937 года первая часть учебника выдержала одиннадцать, а вторая – пять повторных изданий. В последующие годы Е.Л.Николаи выпустил третью часть, в которую включил уравнения Лагранжа, и теорию малых колебаний, и в 1939 г. в переработанном и значительно дополненном виде учебник вышел в трех частях под названием “Теоретическая механика”. Написанный с предельной ясностью и четкостью, этот курс дает необходимые каждому инженеру знания по теоретической механике и содержит многочисленные технические иллюстрации законов механики. | ||
Строка 26: | Строка 17: | ||
== '''Анатолий Исакович Лурье''' == | == '''Анатолий Исакович Лурье''' == | ||
[[Файл:Lurie2.jpg|120px|left]] | [[Файл:Lurie2.jpg|120px|left]] | ||
− | Член-корреспондент АН СССР Анатолий Исакович Лурье (1901-1980) заведовал кафедрой с 1936 по 1944г. Автор (совместно с Л.Г. Лойцянским) широко известного учебника “Теоретическая механика” (1932), последнее издание которого вышло в 1986 г. В этом учебнике впервые в России механика излагается на основе прямого векторного исчисления. Существенной частью учебника являются многочисленные задачи, которые имеют не только иллюстративное, но и непосредственно прикладное значение. А.И.Лурье – автор восьми монографий, в числе которых фундаментальные монографии “Аналитическая механика” (1961), “Теория упругости” (1970), “Нелинейная теория упругости” (1980), носящие энциклопедический характер. Подробнее о многогранной научной деятельности А.И. Лурье сказано в | + | Член-корреспондент АН СССР Анатолий Исакович Лурье (1901-1980) заведовал кафедрой с 1936 по 1944г. Автор (совместно с Л.Г. Лойцянским) широко известного учебника “Теоретическая механика” (1932), последнее издание которого вышло в 1986 г. В этом учебнике впервые в России механика излагается на основе прямого векторного исчисления. Существенной частью учебника являются многочисленные задачи, которые имеют не только иллюстративное, но и непосредственно прикладное значение. А.И.Лурье – автор восьми монографий, в числе которых фундаментальные монографии “Аналитическая механика” (1961), “Теория упругости” (1970), “Нелинейная теория упругости” (1980), носящие энциклопедический характер. Подробнее о многогранной научной деятельности А.И. Лурье сказано в очерке о кафедре “Механика и процессы управления”, которой он руководил с 1944г. по 1976г. |
<br style="clear: both" /> | <br style="clear: both" /> | ||
Строка 52: | Строка 43: | ||
[[Файл:kafJ.jpg|600px|right]] | [[Файл:kafJ.jpg|600px|right]] | ||
− | Профессор Павел Андреевич Жилин (1942 | + | Профессор Павел Андреевич Жилин (1942 г.р.) возглавлял кафедру с 1989 года. Член российского национального комитета по теоретической и прикладной механике, член президиума научно-методического совета “Прикладная механика” и научно-методического совета по теоретической механике при министерстве общего и профессионального образования России, академик С.-Петербургской Академии по проблемам прочности. Опубликовал около 150 научных и научно-методических работ. Одной из своих основных задач Павел Андреевич считал расширение рациональной механики в области, традиционно не связываемые с механикой, такие как, например, физика микромира и электродинамика. Основные результаты: построил общую теорию упругих оболочек без привлечения статических и кинематических гипотез; предложил обобщенную формулировку фундаментальных законов динамики, позволяющую использовать их в областях, выходящих за рамки классической механики; разработал теорию симметрии для неевклидовых тензоров; ввел новую модель твердотельного осциллятора, необходимую для построения мульти-полярных сред; доказал новую теорему о представлении группы поворотов, обобщающую известные классические представления; предложил модифицированные уравнения электродинамики, описывающие не только поперечные, но и продольные волны; вывел уравнения динамики среды лорда Кельвина, дающие строгую механическую интерпретацию уравнений Шредингера и Клейна-Гордона. |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
<br style="clear: both" /> | <br style="clear: both" /> | ||
Строка 69: | Строка 49: | ||
Даже из сказанного выше видно, что на кафедре теоретической механики во все времена ее существования тесно переплетались учебно-методические и чисто научные разработки. Коллектив кафедры старается удерживать эти традиции и в настоящее время. В период с 1994 по 2007 год на кафедре защищены четыре докторских (И.А.Вековищева, [[Е.А. Иванова]], Ю.Е. Карякин, [[А.М. Кривцов]]) и семь кандидатских диссертаций. В настоящее время в коллективе кафедры из 22 человек трудятся: три профессора ([[Е.А. Иванова]], Ю.Е. Карякин, [[А.М. Кривцов]] — все доктора наук), двенадцать доцентов (из них 11 кандидатов наук), четыре старших преподавателя и один ассистент. За последние пять лет сотрудниками кафедры опубликовано свыше 100 научных работ. Идет активная работа по подготовке учебника по теоретической механике нового поколения, в котором осуществлен переход с позиций ньютоновской механики на значительно более эффективные принципы эйлеровской механики. Научная работа на кафедре сконцентрирована на следующих направлениях: развитие новых методов динамики твердого тела; решение задач механики и теории прочности твердых, деформируемых тел на основе методов молекулярной динамики; динамика механических систем с кулоновым трением; биомеханика антропоморфных механизмов; динамика пьезоэлектрических сред; механика трещин в упругих анизотропных телах; динамика упругих пластин и оболочек, несущих абсолютно твердые тела. По всем этим направлениям имеются публикации в ведущих научных журналах. | Даже из сказанного выше видно, что на кафедре теоретической механики во все времена ее существования тесно переплетались учебно-методические и чисто научные разработки. Коллектив кафедры старается удерживать эти традиции и в настоящее время. В период с 1994 по 2007 год на кафедре защищены четыре докторских (И.А.Вековищева, [[Е.А. Иванова]], Ю.Е. Карякин, [[А.М. Кривцов]]) и семь кандидатских диссертаций. В настоящее время в коллективе кафедры из 22 человек трудятся: три профессора ([[Е.А. Иванова]], Ю.Е. Карякин, [[А.М. Кривцов]] — все доктора наук), двенадцать доцентов (из них 11 кандидатов наук), четыре старших преподавателя и один ассистент. За последние пять лет сотрудниками кафедры опубликовано свыше 100 научных работ. Идет активная работа по подготовке учебника по теоретической механике нового поколения, в котором осуществлен переход с позиций ньютоновской механики на значительно более эффективные принципы эйлеровской механики. Научная работа на кафедре сконцентрирована на следующих направлениях: развитие новых методов динамики твердого тела; решение задач механики и теории прочности твердых, деформируемых тел на основе методов молекулярной динамики; динамика механических систем с кулоновым трением; биомеханика антропоморфных механизмов; динамика пьезоэлектрических сред; механика трещин в упругих анизотропных телах; динамика упругих пластин и оболочек, несущих абсолютно твердые тела. По всем этим направлениям имеются публикации в ведущих научных журналах. | ||
--> | --> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Мы помним]] | * [[Мы помним]] | ||
* [[Кафедра "Теоретическая механика"]] | * [[Кафедра "Теоретическая механика"]] | ||
− | |||
− | |||
− |