Редактирование: Динамическая потеря устойчивости стержня при сжатии (простейшая модель)

Перейти к: навигация, поиск

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.
Текущая версия Ваш текст
Строка 12: Строка 12:
 
== Формулировка задачи ==
 
== Формулировка задачи ==
 
[[Файл:File1.JPG|thumb|Рис.1 Структурная модель для динамического прогиба стержня при постоянной скорости сжатия.|300px]]
 
[[Файл:File1.JPG|thumb|Рис.1 Структурная модель для динамического прогиба стержня при постоянной скорости сжатия.|300px]]
 +
1) Смоделировать стержень как показано на Рисунке 1.
  
Для моделирования динамической потери устойчивости стержня при сжатии с постоянной скоростью рассмотрим простую одномерную модель Рис.1, которая отражает основные физические характеристики стержня подвергающегося сжатию с постоянной скоростью. Стержень моделируется с помощью грузика, двух пружин и двух опор("стен"). Грузик связан с двумя стенками линейными пружинами с жесткостью <math>{\pmb с_{L}}</math>. Поперечная жесткость стержня моделируется пружиной с жесткостью <math>{\pmb с_{T}}</math>. "Стены" движутся навстречу друг другу с постоянной скоростью <math>{\pmb v}</math>.
+
2) Построить график <math>{\pmb F_{y}}(t)</math>, где <math>{\pmb F_{y}}</math> - проекция результирующей на ось <math>{Y}</math>, <math>{t}</math> - время.
 +
 
 +
3) Построить график <math>{\pmb Y}(t)</math>, где <math>{Y}</math> - координата "грузика", <math>{t}</math> - время.
 +
 
 +
3) Иметь возможность менять исходные параметры.
 +
 
 +
== Общие сведения ==
 +
 
 +
Для моделирования рассмотрим простую одномерную модель, которая отражает основные физические характеристики стержня
 +
подвергающегося сжатию с постоянной скоростью. Стержень моделируется с помощью грузика, двух пружин и двух опор("стен").  
 +
Грузик связан с двумя стенками линейными пружинами с жесткостью <math>{\pmb с_{L}}</math>. Поперечная жесткость стержня
 +
моделируется пружиной с жесткостью <math>{\pmb с_{T}}</math>. "Стены" движутся навстречу друг другу с постоянной  
 +
скоростью <math>{\pmb v}</math>.
  
 
==Программа==
 
==Программа==
 
В данной программе в начальный момент времени задаются:
 
В данной программе в начальный момент времени задаются:
  
Скорость движения опор через отношение(в процентах) - <big><math>{\frac{\pmb v}{\pmb v_{s}}}*{100%}</math></big>, где <math>{\pmb v}</math> - скорость опоры,
+
Жесткости пружин <math>{\pmb k_{1}}</math> = <math>{\pmb с_{L}}</math> и <math>{\pmb k_{2}}</math> = <math>{\pmb с_{T}}</math>.
  
<big><math>{\pmb v_{s}}={\pmb a_{0}}*\sqrt{\frac{\pmb с_{L}}{\pmb m}}</math></big>,
+
Начальное отклонение грузика от положения равновесия(<math>{\pmb y}</math>).
где <math>{\pmb a_{0}}</math> - равновесная длина пружины с жесткостью <math>{\pmb k_{1}}</math> = <math>{\pmb с_{L}}</math>,
 
<math>{\pmb m}</math> - масса грузика.
 
  
Жесткости пружин <math>{\pmb k_{1}}</math> = <math>{\pmb с_{L}}</math> и <math>{\pmb k_{2}}</math> = <math>{\pmb с_{T}}</math> задаются через отношение <math>{\frac{\pmb k_{1}}{\pmb k_{2}}}</math>.
+
Масса грузика (<math>{\pmb m}</math>)
 
 
Начальное отклонение грузика от положения равновесия задается также через отношение(в процентах) - <big><math>{\frac{\pmb y}{\pmb a_{0}}}*{100%}</math></big>.
 
  
 
<center>
 
<center>
{{#widget:Iframe|url=http://tm.spbstu.ru/htmlets/filimonovas/buckling%20failure|width=680|height=1450|border=0}}
+
{{#widget:Iframe|url=https://ailurus.ru/stands/buckling/?iframe|width=680|height=550|border=0}}
 
</center>
 
</center>
<div class="mw-collapsible mw-collapsed" style="width:100%" >
 
'''Текст программы на языке JavaScript:'''
 
<div class="mw-collapsible-content">
 
<syntaxhighlight lang="javascript" line start="1" enclose="div">
 
var integrator = VerletIntegrator;
 
  var t = 0;
 
  var dt = 0.002;
 
  var step = 0;
 
  var timeValue = document.getElementById('timeValue');
 
  var stepFromBoard = 7;
 
        var displacementData = {'x': [], 'y': []};
 
    var forceData = {'x': [], 'y': []};
 
  var displacementPlotCanvas = document.getElementById('displacementPlot');
 
  var forcePlotCanvas = document.getElementById('forcePlot');
 
    var textColor = 'rgb(51, 51, 51)'; 
 
  var weight = undefined;
 
var springs = new Array();
 
var leftAttachment = undefined;
 
var rightAttachment = undefined;
 
var middleAttachment = createVerletElement([300, 200],null,Infinity,'isoscales triangle',[16, 10, '-y'],'Turquoise');
 
applyInitionalConditions();
 
draw();
 
function applyInitionalConditions(){
 
var displacement = +document.getElementById('displacement').value;
 
var velocity = +document.getElementById('velocity').value;
 
var stiffness1 = +document.getElementById('stiffness1').value;
 
var stiffness2 = +document.getElementById('stiffness2').value;
 
var mass = +document.getElementById('mass').value;
 
      weight = createVerletElement([300, 200 - displacement],null,mass,'square',[20],'BlueViolet');
 
leftAttachment = createVerletElement([14, 200],[14 - velocity * dt, 200],Infinity,'isoscales triangle',[16, 10, '-y'],'Turquoise');
 
rightAttachment = createVerletElement([586, 200],[586 + velocity * dt, 200],Infinity,'isoscales triangle',[16, 10, '-y'],'Turquoise');
 
      springs = new Array();
 
springs.push(createSpringElement(leftAttachment, weight, null, stiffness1, [12, 12], 'Tomato'));
 
springs.push(createSpringElement(rightAttachment, weight, null, stiffness1, [12, 12], 'Tomato'));
 
springs.push(createSpringElement(middleAttachment, weight, 0, stiffness2, [3, 8], 'Silver'));
 
    }
 
    function applyPhysics(){
 
if(t > 5.12 && keepPlaying){
 
          keepPlaying = false;
 
            document.getElementById('play').className = 'inactive';
 
            return;
 
      }
 
      var deltaX, deltaY, deltalength, diff;
 
var force = {'x': 0, 'y': 0};
 
      var springForceX = 0;
 
      for(var i = 0; i < springs.length; ++i){
 
          deltaX = springs[i].end.position.x - springs[i].start.position.x;
 
            deltaY = springs[i].end.position.y - springs[i].start.position.y;
 
            deltalength = Math.sqrt(Math.pow(deltaX, 2) + Math.pow(deltaY, 2));
 
          if(deltalength){
 
diff =  1 - springs[i].freeLength / deltalength;
 
            }else{diff = 0;}
 
            force.y -= springs[i].stiffness * deltaY * diff;
 
          if(0 == i){
 
              springForceX = -springs[i].stiffness * deltaX * diff;
 
          }
 
      }
 
      integrator(weight, force, dt);
 
integrator(leftAttachment, null, dt);
 
      integrator(rightAttachment, null, dt);
 
     
 
      if(!(step % 5)){
 
displacementData.x.push(t);
 
displacementData.y.push(200 - weight.position.y);
 
forceData.x.push(t);
 
forceData.y.push(springForceX);
 
          plotFromData(displacementPlotCanvas, displacementData, 'y(t)', 'rgb(56, 195, 237)', undefined, textColor);
 
          plotFromData(forcePlotCanvas, forceData, 'Fx(t)', 'rgb(195, 237, 56)', undefined, textColor);
 
      }
 
timeValue.textContent = t.toFixed(2);
 
++step;
 
    }
 
  function draw(){
 
ctx.clearRect(0, 0, canvas.width, canvas.height);
 
for(var i = 0; i < springs.length; ++i){
 
springs[i].draw();
 
}
 
leftAttachment.draw();
 
rightAttachment.draw();
 
middleAttachment.draw();
 
weight.draw();
 
  }
 
 
 
  /* Events */
 
  document.getElementById('play').onclick = function(){
 
      document.getElementById('conditions').className = 'hide';
 
      document.getElementById('stand').className = '';
 
    animate(5);
 
    }
 
document.getElementById('displacement').onchange = function(){
 
document.getElementById('displacementValue').textContent = (+this.value).toFixed(1);
 
applyInitionalConditions();
 
      draw();
 
  }
 
document.getElementById('velocity').onchange = function(){
 
document.getElementById('velocityValue').textContent = (+this.value).toFixed(1);
 
applyInitionalConditions();
 
      draw();
 
  }
 
document.getElementById('stiffness1').onchange = function(){
 
document.getElementById('stiffness1Value').textContent = (+this.value).toFixed(1);
 
applyInitionalConditions();
 
      draw();
 
  }
 
document.getElementById('stiffness2').onchange = function(){
 
document.getElementById('stiffness2Value').textContent = (+this.value).toFixed(1);
 
applyInitionalConditions();
 
      draw();
 
  }
 
document.getElementById('mass').onchange = function(){
 
document.getElementById('massValue').textContent = (+this.value).toFixed(1);
 
applyInitionalConditions();
 
      draw();
 
  }
 
    function drawSpringElement(){
 
        drawSpring(
 
          this.start.position.x,
 
          this.end.position.x,
 
          this.start.position.y,
 
          this.end.position.y,
 
          this.sizes[0],
 
          this.sizes[1],
 
          this.color
 
        );
 
    }
 
    function drawSpring(xStart, xEnd, yStart, yEnd, n, h, color){
 
      ctx.beginPath();
 
        ctx.lineWidth = 2;
 
        ctx.strokeStyle = color;
 
        var L = xEnd - xStart;
 
        var Ly = yEnd - yStart;
 
        for (var i = 0; i < n; ++i){
 
            var x_st = xStart + L / n * i;
 
            var y_st = yStart + Ly / n * i;
 
            var x_end = xStart + L / n * (i + 1);
 
            var y_end = yStart + Ly / n * (i + 1);
 
            var l = x_end - x_st;
 
            var ly = y_end - y_st;
 
            ctx.beginPath();
 
            ctx.bezierCurveTo(x_st, y_st, x_st + l / 4, y_st + ly / 4 +  h, x_st + l / 2, y_st + ly / 2);
 
            ctx.bezierCurveTo(x_st + l / 2, y_st + ly / 2, x_st + 3 * l / 4, y_st + 3 * ly / 4 - h, x_st + l, y_st + ly);
 
            ctx.stroke();
 
        }
 
      ctx.closePath();
 
    }
 
</syntaxhighlight>
 
</div>
 
</div>
 
 
  
 
==Результаты==
 
==Результаты==
  
График 1. <big><math>{\frac{\pmb Y(t)}{\pmb a_{0}}}</math></big>, где <math>{Y}</math> - координата "грузика", <math>{a_{0}}</math> - равновесная длина пружинки, соответствующее половине расстояния между опорами, <math>{t}</math> - время.
+
Здесь приведены конечные результаты, при заданных начальных параметрах.  
  
На графике 1 мы видим колебания около начального положения грузика, а при достижении критической силы в определенный момент времени можно заметить быстрое возрастание прогиба.
+
На Рисунке 2 предоставлено конечное положение грузика, при заданном времени.
 
График 2. <big><math>{\frac{\pmb F_{x}(t)}{\pmb F_{e}}}</math></big>, где <math>{\pmb F_{x}}</math> - проекция результирующей силы на ось <math>{x}</math>, <math>{\pmb F_{е}}</math> - Эйлерова критическая сила в статике, <math>{t}</math> - время.
 
 
На графике 2 первоначально сила возрастает линейно, но когда она достигает критического значения мы наблюдаем колебательный процесс, причем как амплитуда колебаний, так и среднее значение силы убывают.
 
  
 +
На Графике 1 мы наблюдаем, что на некотором расстоянии между стенками (через
 +
некоторое время после начала движения стен) равновесие становится неустойчивым.
  
 +
На Графике 2 мы видим проекцию результируещей силы во времени на ось <math>{Y}</math>
  
  
[[File:Y(t).JPG|thumb|График 1. '''<math>{\frac{\pmb Y(t)}{\pmb a_{0}}}</math>''' |слева|500px]]
+
[[Файл:KonPolGr.JPG|thumb|Рисунок 2. Положение системы в конечный момент времени |центр|400px]]
[[File:Fx(t).JPG|thumb|График 2. '''<math>{\frac{\pmb F_{x}(t)}{\pmb F_{e}}}</math>''' |справа|500px]]
+
[[Файл:Y(t).JPG|thumb|График 1. '''<math>{\pmb Y}(t)</math>''' |слева|400px]]
 +
[[Файл:Fy(t).JPG|thumb|График 2. '''<math>{\pmb F_{y}}(t)</math>''' |справа|400px]]
  
  
Строка 225: Строка 85:
  
 
==Ссылки==
 
==Ссылки==
*Kuzkin V.A., Dannert M.M.: Dynamic buckling of a column under constant speed compression. Acta Mech (2016) 227:1645-1652.
+
*Vitaly A. Kuzkin Structural model for the dynamic buckling of a column under constant rate compression
Вам запрещено изменять защиту статьи. Edit Создать редактором

Обратите внимание, что все добавления и изменения текста статьи рассматриваются как выпущенные на условиях лицензии Public Domain (см. Department of Theoretical and Applied Mechanics:Авторские права). Если вы не хотите, чтобы ваши тексты свободно распространялись и редактировались любым желающим, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого.
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ МАТЕРИАЛЫ, ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ!

To protect the wiki against automated edit spam, we kindly ask you to solve the following CAPTCHA:

Отменить | Справка по редактированию  (в новом окне)